Синдром спасателя — тип поведения, когда один человек излишне стремится помочь другим, в ущерб себе. В обычной жизни такие примеры всегда перед глазами. Отец большого семейства в выходной всегда спешит помочь друзьям с переездом или с починкой машины, оставляя собственных детей и жену с их проблемами. Коллега каждый раз выручает безответственного сотрудника, делая за него отчет в нерабочее время. Человек с синдромом спасателя стремится быть нужным, даже если сам от этого страдает, платит своим временем, взаимоотношениями с близкими, здоровьем. Зачастуют его действия воспринимаются как само собой разумеющееся.
Профессия напрямую связана с помощью людям, и провести грань, где заканчивается работа и начинает проявляться синдром спасателя, врачам бывает сложно.
Самоотверженно спасать пациентов, не думая о себе, медиков учат с институтской скамьи. Молодые врачи хотят спасти мир, подобрать «волшебную таблетку» для каждой болезни. Они много работают, готовы приезжать к пациентам в нерабочий день, но в итоге их эмоциональные и физические силы истощаются. Снижается качество жизни, сложно строить личные отношения. У врачей, имеющих больше пяти лет опыта, снижается степень эмпатии, может быстро заканчиваться терпение. Они могут вспыльчиво отвечать пациентам, им сложнее сдержать эмоции. В итоге нарастают конфликты с пациентами.
К тому же они начинают обижаться на больных: «я их спасаю, а они даже «спасибо» не говорят. Меня обучали спасать, а это никому не нужно». В итоге доктор может уволиться из-за обиды и разочарования или его увольняют. Опытные врачи после 10 лет работы, если они не оставили ее раньше, теряют желание спасать, но вместе с этим выгорают и не получают удовольствия от когда-то любимой профессии.
Врач-«спасатель» наслаждается своей благородной миссией и не думает, что таким образом оказывает медвежью услугу и себе, и пациентами. На самом деле, он создает замкнутый круг.
В порыве спасательства врач подвержен чрезмерным эмоциям, что затрудняет объективную постановку диагноза. Доктор может назначить более дешевое лекарство, оценив на глаз уровень достатка пациента или идя на поводу его слезным просьбам, но если препарат не работает, больной продолжает страдать. В итоге пациент разочаровается в способностях доктора и в медицине.
Часто, чтобы помочь, врач проводит дополнительные процедуры и манипуляции, не предусмотренные планом лечения и не оплачиваемые пациентом. Когда это всплывает, следует выговор от руководства или увольнение. Благодарности от пациента за дополнительные бесплатные услуги, выходы на работу в неурочное время, как правило, не бывает. Рано или поздно встает вопрос: ради чего стараться, и следует разочарование в профессии.
Одновременно разваливается личная жизнь: если доктор срывается спасать пациента в разгар дня рождения своего ребенка и это не экстренная ситуация, семья такому развитию событий не обрадуется. Теряются дружеские связи — на них просто нет времени. Страдает отдых, от этого падает продуктивность.
Трезво взглянуть на свою рабочую нагрузку помогают цифры и факты: напишите свою дату рождения, возраст, проанализируйте, что уже сделано в профессиональной карьере. А теперь как врач оцените, сколько вы сможете проработать в таком изматывающем темпе: сколько еще недель, месяцев, лет получится вести активную профессиональную деятельность. Цифры отрезвляют, позволяют иначе взглянуть на рабочую нагрузку и охлаждают желание быть супер-героем, а не врачом. |
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.