Сергей Переходов: «Тяжелые условия выявляют человека»

19.06.2020
11:35
Главный врач ГКБ им. Демихова Сергей Переходов рассказал, как больница в период пандемии была полностью переоборудована под COVID, а также об организации работы в Московском клиническом центре инфекционных болезней «Вороновское». Этот центр был построен буквально за месяц и сразу начал принимать пациентов с коронавирусом.

ГБУЗ ГКБ им. Демихова – одна из крупнейших больниц в Москве и в России. Как здесь начиналась подготовка к приему коронавирусных больных?

– Мы начали принимать коронавирусных больных 12 марта и первыми в Москве решили перепрофилировать родильный дом под COVID. Рожениц, которые находились там, с их разрешения перевели в другие роддома. Провели дооборудование палат кислородом, дополнительными койками, подготовили санитарный пропускник и приемное отделение, сконцентрировали там персонал, который имел возможность и разрешение на прием коронавирусных больных, с соответствующей квалификацией. Мы перевели туда ряд опытных специалистов терапевтического профиля – пульмонологов, терапевтов. Далее провели онлайн-обучение всех врачей и среднего медперсонала методологии оказания помощи коронавирусным больным. Для них эта работы была, безусловно, новая, но они быстро вошли в курс дела. Под руководством пульмонологов и терапевтов специалисты других медицинских профессий (акушеры-гинекологи), оказывающие помощь больным, включились в работу по лечению новой коронавирусной инфекции на основе самых современных подходов. Всего в этом корпусе 200 коек и 15 – реанимационных.

Буквально через несколько дней после начала приема коронавирусных больных я понял, что нужно расширять наши COVID-мощности, обратился в ДЗМ. Мы развернули еще один корпус, в этот раз подготовка была проведена в еще более сжатые сроки: допоборудование, допкойки, санпропускник.

Это здание больницы или временный корпус?

– Это здание больницы, основной терапевтический корпус, 7 этажей. В нем находятся КТ, ангиограф, рентгеновское отделение, то есть в одном корпусе уже была сконцентрирована практически вся диагностическая база. В нем было и приемное отделение, то есть получился такой замкнутый цикл в одном здании.

Принцип приема пациента, позволяющий снизить распространение инфекции, – врачи и сестры приходили к больному, а не он перемещался по кабинетам. В одном месте брали анализы, тут же проходили КТ, рентгенография, осмотр врачом, и дальше уже принималось решение, куда госпитализировать пациента, в коечное отделение или реанимацию.

Постепенно волна поступлений больных нарастала. Среднесуточное число составляло 180 человек, поэтому мы решили продолжить перепрофилирование. 10 апреля был переоборудован третий корпус нашей больницы, а 27 апреля – четвертый, хирургический. Общий коечный фонд составил 1027 коек. Это действительно был один из самых больших госпиталей, переоборудованных под лечение пациентов с коронавирусом.

– Поговорим о проблеме обучения специалистов, ведь раньше опыта подобной эпидемии не было. Что позволило вам подготовиться? Откуда у вас были знания? Или вы учились в процессе?

– У меня достаточный опыт организации медицинской помощи в сложных условиях. Почти 30 лет прослужил в рядах ВС, закончил службу на должности главного хирурга Министерства обороны РФ, работал и в условиях военных конфликтов. Средства построения медицинской помощи в таких условиях – будь то война или эпидемия – сходны. Команда больницы также во многом собрана из военных врачей, поэтому, можно сказать, мы были готовы. Знания, которые мы получали в армии, в том числе по оказанию медицинской помощи в сложных условиях, нам помогли.

– Существуют ли специальные методы сортировки пациентов, организации приемного отделения, которые позволяют эффективнее работать в таких условиях?

– Безусловно. В приемном отделении работали самые опытные специалисты, которые принимали решение о дальнейшей маршрутизации пациентов. Так мы могли снизить скученность больных.

Еще – практически все больницы столкнулись с такой проблемой: «скорые» привозили больных и они оказывались в приемных отделениях. Совместно со «скорыми» было принято решение о нахождении пациента в машине скорой помощи, пока предыдущий не отправится в соответствующее отделение.

Также очень важный вопрос – защита медицинского персонала. Очень правильным решением в данном случае является создание санитарных пропускников. Это позволило, во-первых, сократить количество использованных СИЗ, во-вторых, сократить в целом заболеваемость среди персонала. Сотрудники проходили обрабатку в санитарном пропускнике на входе и выходе.

Как изменились обязанности персонала в этот период? Многим ли врачам пришлось менять профиль?

– Было непросто. Но люди в нашей больнице – энтузиасты, они понимали, какие задачи перед ними стоят.

Специалисты разных профилей – травматологи, нейрохирурги, обычные хирурги, урологи, гинекологи – оказывали пациентам помощь, не свойственную своей профессии. Они быстро переквалифицировались, это опыт, полученный в процессе. Он очень важен не только сегодня, но и в последующей работе, принцип организации медпомощи в условиях эпидемии может быть заложен в основу организации любого отделения, больницы, любого лечения. Сегодня мы возвращаем больницу к прежнему профилю. Но опыт, который мы получили, – и по порядку оказания помощи, и по порядку диагностики, – будет активно использоваться в мирной, посткоронавирусной жизни.

Сейчас больница им. Демихова возвращается к этой мирной жизни?

– На сегодня у нас нет ни одного пациента на основной территории – такого в истории больницы еще не было. Мы возвращаемся к привычному профилю работы. Но это тоже непростое мероприятие: огромное количество территорий, 4 корпуса, нужно обработать, дезинфицировать. Не только помещения, но и аппаратуру, вентиляционную систему. Сейчас мы изолируем персонал, который контактировал с коронавирусными больными. Примерно через 2 недели мы откроем основной корпус, затем закроем на мойку роддом.

Какое число новых пациентов отмечалось в пиковые моменты?

– Бывало и за 200. Был момент, когда к нам одновременно приехало 87 машин скорой помощи. У нас больница занимает довольно большую территорию, порядка 10 га, и она вся была полностью заставлена «скорыми». В приемном отделении, конечно, было очень много людей.

Сколько пациентов находится в приемном отделении в обычных условиях?

– В среднем порядка 15–20 человек одномоментно. А здесь сразу в 5 раз больше. В обычной жизни работа по приему пациентов идет довольно быстро. А в этом случае каждому прибывшему больному нужно сделать КТ, анализы. Сами понимаете, какое столпотворение может быть при 70-100 больных одномоментно. Хотя у нас и работало три-четыре бригады в каждом приемном отделении, а обычно одна-две. С персоналом в пиковые моменты, думаю, везде было тяжело.

У ГКБ им. Демихова есть филиал в Вороновском. Интересно, как вы здесь смогли организовать работу буквально за несколько недель?

– Задача была за короткий промежуток запустить новую инфекционную больницу. Стройка началась 12 марта, мы, врачи, пришли туда 28-го. Видели, как все происходило, имею в виду строительные работы – от фундамента до стен и крыши, со всеми коммуникациями. Нам же нужно было, прежде всего, набирать персонал, который мог бы оказывать высококлассную медпомощь. Причем люди должны были быть постоянно здесь.

Территория большая – 42 га. За месяц здесь было возведено более 50 строений, не только лечебных, но и подразделений обеспечения, складов, кислородных станций, лабораторий, общежития для медицинского и немедицинского персонала. Весь комплекс похож на мини-город.

Большую территорию нужно обеспечивать и обслуживать. Поэтому есть и персонал, который занимается организацией питания, транспортной службы, лекарственного обеспечения.

Людей помог собрать нам Департамент здравоохранения Москвы, в команде есть врачи со всей России. Часть коллектива – самые опытные специалисты из головной больницы.

Открылись мы 20 апреля, как и обещали мэру, начали принимать пациентов в этот же день.

А как организовано обучение персонала?

– Все прошли обязательные курсы по лечению коронавирусной инфекции, разработанные Минздравом. Также в «Вороновском» был развернут симуляционный центр с тренажерами Международного медицинского кластера. На нем врачи и сестринский персонал могут потренировать навыки сердечно-легочной реанимации с особенностями течения коронавирусной инфекции. И весь персонал, который устраивался в новую больницу из других регионов, проходил предварительный тренинг в дополнение к основным курсам Минздрава России. Около 300–350 сотрудников «Вороновского» обучились в симцентре. Кроме того, мы постоянно проводим телемосты с московскими и иностранными экспертами, медкластер организовал у нас уже две большие клинические конференции по лечению коронавируса – с участием врачей из Германии, Швеции, Израиля, Франции. Это очень полезный опыт, медкластер концентрирует практический опыт со всего мира и в удобной форме передает лечащим врачам и сестрам.

Сколько всего в этой больнице отделений и персонала?

– Четыре реанимации, 7 инфекционных отделений, в каждом отделении квалифицированный заведующий, то есть всего 11, а в целом порядка 700 сотрудников.

Какое будущее у МКЦИБ «Вороновское» после пандемии?

– Это будет инфекционный стационар по специализации респираторных, кишечных заболеваний. Здесь идеально выстроена логика приема инфекционных больных: наличие боксов, несмешение потоков пациентов и персонала, защита персонала, специальные шлюзы между палатами и зонами, где находится медицинский персонал. Пациенты госпитализируются, завозятся в палаты именно с улицы, не через основное отделение. Система питания, которая практически полностью исключает контакт с больным пациентом, – ему дается таблетированное питание, специально запакованная, разогретая еда. И потом все утилизируется.

Есть ли у вас история, произошедшая за эту пандемию, которая особенно запомнилась?

– В первый день работы МКЦИБ «Вороновское» сюда привезли тяжелую женщину, уже на кислородной поддержке. Это вообще была вторая или третья пациентка в новой больнице. И ее состояние в приемном отделении резко начало ухудшаться: настолько, что потребовалась интубация. Наши сотрудники не растерялись. Прямо там она была заинтубирована и переведена в реанимацию. Сейчас эта пациентка уже выздоровела. Это запомнилось, пример показывает, что больница была готова с первого дня работы.

Мы вылечили уже много разных, в том числе очень сложных, пациентов. Изначально этот центр предназначался, учитывая большой реанимационный фонд – 240 коек – для лечения именно такого, тяжелого, контингента. Здесь 4 аппарата ЭКМО. Оборудование полностью новое, самое современное, и аппараты ИВЛ, и мониторы – каждая койка, даже в инфекционном отделении, оснащена монитором.

В условиях тяжелой эпидемиологической ситуации больницы/врачи все равно сталкивались с негативным информационным фоном. Как это отразилось на работе с пациентами?

– У нас есть служба, которая занимается жалобами. Наверное, у каждой больницы были свои информационные проблемы. Нас, к примеру, изначально критиковали за то, что мы переоборудовали роддом под коронавирусных больных. Я неоднократно выступал в соцсетях на эту тему, объяснял: это вынужденная мера. Но потом, когда ряд родильных домов, перинатальных центров начали позже переоборудоваться на прием пациентов с COVID, нас, наоборот, стали приводить в качестве примера.

Пандемия стала периодом, когда врачи считались героями. Согласны вы с тем, что отношение у людей к вашей профессии изменится в позитивную сторону?

– Однозначно. Абсолютно уверен, что после всего, что произошло, отношение к врачам улучшится. Врачебный труд был у всех на виду – круглые сутки, вахтовый метод, врачи, которые болели и умирали. Это тоже показатель, он говорит о том, что медицинская специальность подразумевает высокие риски.

Какие основные выводы вы бы сделали из этой пандемии? Что позволит лучше подготовиться ко второй волне, если она придет?

– Будет вторая волна или нет – никто не знает. На мой взгляд, вряд ли. Потому что все меры, которые предпринимали, в том числе Правительство Москвы, были не просто своевременными, а даже работали на опережение. Взять скорость развертывания новых стационаров под прием коронавирусных больных, временных сооружений для долечивания пациентов. Методы, которые применялись, начиная от элементарных – соблюдение личной гигиены – и заканчивая тяжелыми – самоизоляция – и жесточайшего строгого контроля за населением, станут позитивным опытом с точки зрения управления эпидемиологической обстановкой. Сложно сразу сделать все правильно, но, думаю, у Москвы это получилось.

Какой ваш личный итог?

– Любой организационный опыт приходит в тех или иных ситуациях. В очередной раз я понял, что тяжелые условия выявляют человека. Не скрою, были случаи, когда люди, которых я воспринимал как порядочных, на которых можно опереться, сильно разочаровали, и с некоторыми пришлось расстаться в этот сложный период. А другие – наоборот, они раскрылись по-новому. Стараюсь их мотивировать, даю возможность карьерного роста. Да, мы справились с довольно сложной задачей, но я понимал, что сможем это сделать. В том числе и потому, что у меня профессиональная и опытная команда.

Источник: ММК

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.