— В российских регионах внедрение цифровых технологий и решений в медицинских учреждениях происходит неравномерно. Как обстоит ситуация в Ямало-Ненецком автономном округе?
— ЯНАО — регион, который всегда уделял большое внимание цифровизации, в том числе и в здравоохранении. Единую централизованную политику по информатизации медицинских организаций мы начали системно выстраивать с 2013 года. На тот момент на высоком уровне были внедрены медицинские информационные системы (МИС), выбранные самими больницами.
Поворотным стал 2018 год, когда было принято решение перейти на единую цифровую платформу. К этому времени в регионе была развернута ИТ-инфраструктура в сфере здравоохранения, создан отраслевой дата-центр, автоматизировано ведение документооборота во всех медицинских организациях, запущены региональные электронные сервисы для пациентов. 95% врачей получили электронную цифровую подпись и использовали ее в своей работе, 96% медицинских карт заполнялись в электронном виде, насколько это позволяло цифровое решение в конкретной больнице, 60% инструментальных исследований выполнялись в цифровом формате и аккумулировались в центральном архиве медицинских изображений. Все рабочие места в стационарах и поликлиниках были автоматизированы, создана мощная ИТ-инфраструктура.
— Почему регион решил перейти на единое решение для всех медицинских организаций?
— Прежде всего на федеральном уровне была поставлена задача на перевод медицинских документов и ряда сервисов в электронный вид. Эти требования стали обязательными для всех регионов с началом действия национального проекта «Здравоохранение», а именно — создания Единого цифрового контура здравоохранения. Аналогичные задачи были и у регионального Минздрава. Для их решения нужно было доработать каждую МИС, наладить интеграцию с региональным сегментом, а затем постоянно отслеживать работу, предотвращать сбои и ошибки. При изменениях требований приходилось вносить корректировки в систему. Конечно, этот огромный объем работы ложился на медицинские организации и МИАЦ. Главному врачу не всегда просто принимать решения по развитию МИС и взаимодействовать с разработчиком. В регионе на этот момент уже была создана компетенция на базе МИАЦ, и медицинским организациям, которые работали с централизованным решением, не пришлось решать эти проблемы. Учитывая опыт централизации в регионе и вызовы времени, больницы сами захотели перейти на единое цифровое решение во всем регионе. Так мы начали уходить от бесконечных интеграций и стыковок платформ разных разработчиков при эксплуатации МИС.
Есть и еще один фактор. Все медицинские организации региона, даже в небольших городах и отдаленных поселках, должны исполнять федеральные и региональные требования по информатизации. В подобных населенных пунктах особенно сложно найти администраторов, айтишников, программистов. Благодаря централизованному подходу и единой системе работу проще наладить и в отдаленных населенных пунктах.
— Насколько медицинские организации готовы к внедрению МИС? Достаточно ли развита культура управления данными у руководителей больниц, врачей и медперсонала?
— Даже когда вопрос по информатизации был в зоне компетенции главных врачей, медицинские организации работали в цифровых системах и уровень использования МИС был достаточно высокий. Так что запрос и умение работать у врачебного сообщества и главных врачей уже были сформированы. Это даже стало определенным препятствием, ведь фактически пришлось менять отлаженные бизнес-процессы при переходе на новые, непривычные. Эти барьеры мы преодолеваем до сих пор.
— Можно ли уже говорить о первых промежуточных итогах внедрения единого решения в ЯНАО?
Одним из первых был запущен сервис по формированию реестров счетов на оплату услуг по полису ОМС, который позволял больнице отчитываться за оказанные услуги и получать за это деньги.
Дальше запустили в работу бизнес-процессы по единым правилам для всего региона. В том числе и новые задачи межведомственного взаимодействия с ЗАГСами (электронные свидетельства о рождении и смерти), Росгвардией (справки на владение оружием), МСЭ (направления на медико-социальную экспертизу), ФСС (электронные листы нетрудоспособности, электронные родовые сертификаты).
Ведение всей медицинской документации в ЕЦП.МИС позволило закрыть вопрос по передаче структурированных электронных медицинских документов на федеральный уровень. Далее при установке соответствующих обновлений регион начал работать с ВИМИС и передавать данные в федеральный сегмент системы по трем направлениям: ССЗ, онкология, акушерство и неонатология.
Так что положительные результаты, безусловно, есть, но многое еще нужно дорабатывать: отладить сбор отчетности, ежедневной аналитической информации для принятия управленческих решений, адаптироваться к новым бизнес-процессам. Конечно, потребуется время, чтобы новое решение стало таким же удобным и привычным.
— Как удалось добиться положительных результатов? Чем этот опыт может быть полезен для других регионов?
— Очень важно, что руководство Департамента здравоохранения ЯНАО, главные врачи, сотрудники МИАЦ и медорганизаций региона глубоко вовлечены в процесс перехода на ЕЦП.МИС. Некоторые субъекты РФ решили разом перевести все больницы на единую платформу. Мы же выбрали иной путь: составили план-график поэтапного перехода, создали рабочую группу, которую возглавил директор регионального Департамента здравоохранения Сергей Новиков. По мере необходимости мы проводим заседания, на которых обсуждаем насущные вопросы и возможные пути их решения. Все текущие задачи и проблемы мы решаем вместе, всем регионом, максимально вовлекая в эти процессы разработчика.
На первом этапе мы выбрали пять больниц, в которых было принято однозначное решение о смене системы. Среди них была Ноябрьская ЦГБ, на базе которой в начале 2021 года прошло масштабное обучение для всех региональных медицинских организаций по внедрению МИС.
Те, кто первым начал этот процесс, взяли на себя задачу по адаптации бизнес-процессов в ЕЦП.МИС. Таким образом мы получили опыт, полезный для последующего перевода всех наших крупных медицинских учреждений на единую цифровую платформу.
Разработчик помог настроить структуру медицинских организаций в МИС, без которой нельзя начать работу в системе, а также федеральные интеграции, которые запускают все межведомственные электронные взаимодействия.
Далее нужно было обеспечить ввод первичных данных для корректного формирования реестров счетов. Каждую неделю мы формировали пробные реестры на оплату законченных случаев ОМС. Следующий этап — работа над ошибками. Вместе с «К-МИС», нашим региональным партнером до перехода ЕЦП.МИС, мы организовали первую линию техподдержки. Специалисты компании хорошо знают регион, наши больницы и региональные подходы к формированию реестров счетов. Закрепленные специалисты «К-МИС» проводили консультации, анализировали правильность занесения первичных данных в ЕЦП.МИС, отслеживали и помогали устранять ошибки. В итоге к отчетному периоду мы получали корректно занесенную первичную медицинскую документацию в системе, отлаженный бизнес-процесс формирования реестров, согласованный с ТФОМС. Сам сервис по формированию реестров в ЕЦП.МИС удобен и его легко настроить.
За счет правильно выстроенного организационного подхода мы смогли избежать ряда проблем при внедрении. Своим опытом мы открыто делимся с другими регионами.
— Что во взаимодействии с разработчиком системы требует наибольшего внимания?
— У нас сложилась хорошая практика деловых встреч с представителями компании-разработчика в различных формах, в том числе и онлайн. Такие мероприятия всегда очень полезны, на них мы обсуждаем текущие проблемы переходного периода, всегда открыто говорим о том, что нас не устраивает. Например, вместе с разработчиком мы решаем проблему быстродействия системы. Надеемся, что в дальнейшем мы будем знать заранее, насколько нужно увеличить мощности, чтобы выдержать темп развития.
Есть и пожелания к системе. Например, если бы на старте проекта получили четкие рекомендации по внедрению системы, то сэкономили бы массу времени на заведение и отладку структуры организаций в МИС. На этапе внедрения основных бизнес-процессов необходимо усилить взаимодействие с больницами. Зачастую требуется помощь специалистов в режиме реального времени, по возможности с выездом в медицинскую организацию для запуска сложных бизнес-процессов, например, внедрения лабораторных информационных систем при автоматизации клинических лабораторий.
Хотелось бы также, чтобы развивались модули отчетности и аналитики. От удобства представления информации и сбора данных зависит скорость и точность принятия ежедневных управленческих решений заведующих отделениями и главных врачей. Важно и чтобы по мере развития системы документация поддерживалась в актуальном состоянии.
Конечно, ЕЦП.МИС уже стала неотъемлемой частью лечебного процесса, однако впереди еще много работы. Система должна стать по-настоящему удобным инструментом в руках врача, а не дополнительной нагрузкой. Иначе нельзя утверждать, что мы выполнили свою миссию.
Материал партнера
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.