В этот перечень включена большая часть медицинского оборудования: рентген-, ЭКГ- и УЗИ-аппараты, компьютерные томографы, аппараты для лучевой терапии и проч., отнесенные, согласно КТРУ, к коду ОКПД2 26.60. В итоге при проведении закупок этого оборудования заказчики обязаны соблюдать установленный нормативным актом запрет.
Формальное прочтение этого документа приводит к выводу о недопустимости указания каких-либо характеристик, не указанных в КТРУ. Однако множество позиций медицинского оборудования вовсе не содержит ни одной характеристики (пример ниже)
либо содержит несколько параметров, которыми явно не может исчерпываться потребность заказчика (см. ниже).
Фактически рассматриваемая норма может парализовать проведение закупок медицинского оборудования. Потребность медучреждений не может исчерпываться только наименованием товара и парой характеристик (при их наличии в позиции КТРУ). Остается лишь гадать, какое оборудование может быть поставлено заказчику по такому описанию объекта закупки.
Не лучше обстоят дела и с применением вступившего в силу в мае Постановления Правительства № 616[3] от 30.04.2020. В соответствии с п.1 данного документа запрещается закупать промышленные товары[4], включенные в перечень, в случае их происхождения из иностранных государств (кроме ЕАЭС). В соответствии с п.6 постановления подтверждением производства продукции на территории РФ служит наличие сведений в реестре российской промышленной продукции, евразийское происхождение – соответственно сведениями в реестре промышленной продукции ЕАЭС.
Утвержденный постановлением № 616 перечень включает в т.ч. медизделия, например [5]:
Однако в реестр российской промышленной продукции включены далеко не все позиции, указанные в перечне, утвержденном постановлением № 616. К примеру, на июль 2020 года в реестре отсутствует вата медицинская гигроскопическая и многие другие медизделия.
Формальное применение положений постановления № 616 не позволяет в принципе закупить товары, отсутствующие в реестре. В результате множится печальная практика, когда заказчики объявляют закупку, а затем отклоняют всех участников за отсутствие их изделия в реестре.
Так, в Новосибирской области заказчик объявил аукцион на поставку медицинских изделий с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) свыше 54 млн руб. Заявка отечественного производителя была отклонена по результатам применения постановления № 616 (за отсутствие в реестре). В результате аукцион был признан несостоявшимся по причине отклонения всех поступивших заявок. Участник закупки пытался оспорить в антимонопольном органе действия комиссии, однако проиграл[6].
Аналогичная ситуация повторилась в Воронежской области[7].
Рассмотренные выше два нормативных акта подтверждают недостаточно глубокую проработку и оценку рисков при принятии документов, регулирующих вопросы закупок в нашей стране. Автор не сомневается, что норма, устанавливающая запрет на включение дополнительных характеристик при использовании позиции КТРУ, не должна распространяться на закупки медицинского оборудования. При этом исправить ситуацию можно, исключив медицинское оборудование (код ОКПД2 26.60 из Перечня радиоэлектронной продукции, утв. Постановлением № 878). Положения же постановления № 616 должны быть пересмотрены с учетом реальной возможности их исполнения.
[1] «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
[2] «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
[3] «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства».
[4] Запрет распространяется на товары, передаваемые заказчику при выполнении работ, оказании услуг, а также являющие предметом аренды и (или) лизинга.
[5] Перечень не исчерпывающий.
[6] См. Решение Новосибирского УФАС от 05.06.2020 по закупке №0351100002920000545.
[7] См. Решение Воронежского УФАС от 08.07.2020 по закупке № 0131200001020005766
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.