Ноу-хау в прицеле инвесторов

19.10.2016
00:00
Первая из панельных дискуссий в рамках прошедшей недавно конференции БИОТЕХМЕД была посвящена путям развития экосистемы поддержки инноваций в области биомедицинских технологий. Одно из направлений работы – поиск и акселерация перспективных проектов. О том, как происходит их отбор и поддержка, «МВ» рассказал директор по акселерации кластера биомедицинских технологий Фонда «Сколково» Руслан Алтаев.

- Какие программы акселерации в области биомедицинских технологий сейчас реализуются «Сколково» или при участии фонда?

- В внутри фонда работают несколько акселераторов. Например, акселератор, поддерживающий проекты в области создания мобильных решений для медицины. Это направление деятельности предполагает поддержку молодых компаний и коллективов на самых ранних стадиях развития идеи и ее овеществления. Задача – помочь команде сделать первые шаги по реализации идеи. Есть и другое направление — программа акселерации, нацеленная на помощь более зрелым компаниям, у которых уже есть готовый продукт или которые находятся в фазе его клинических испытаний. Здесь речь идет уже о business development. Мы помогаем с продвижением продукта на рынок, поиском партнеров и инвесторов. Сотрудничаем мы и с другими программами акселерации, куда рекомендуем свои проекты.

- Таких программ много в России? Можно говорить о какой-то сложившейся инфраструктуре, рынке таких услуг?

-  Четкой дефиниции акселератора нет. Есть какое-то количество проектов или организаций, которые называют себя акселераторами. Наиболее наглядный пример – GenerationS, который развивает Российская венчурная компания. Есть ряд инфраструктурных проектов, нацеленных на предоставление рабочих площадок для команд: площадей, вычислительных мощностей, сервисных услуг. Есть и масштабный проект – Национальная технологическая инициатива, одна из составляющих которого также направлена на ускоренное развитие технологических компаний-лидеров. Хотя в целом идеология НТИ шире, конечно. Цель этого проекта – разработать стратегию и план ее реализации, которые позволили бы вывести Россию в ряд стран – технологических лидеров. Понятно, что не во всех областях, но в неких выбранных, на которых и будет концентрироваться работа в рамках проекта.

В целом различного рода программ акселерации в биомед области в России не слишком много, но у стартапов есть определенный выбор, к кому обратиться за помощью.

- Получается, что обстановка сейчас в стране для людей с идеями благоприятная, правильно? Можно сказать, что за ними охотятся инвесторы?

- Она совершенно точно намного более благоприятная, чем, скажем, 10 лет назад. В области биомедицинских технологий за хорошими проектами сегодня действительно охотятся.

- А кто, как правило, становится идейным вдохновителем таких проектов? Врачи? Бизнесмены?

- По-разному бывает. Если мы говорим о проектах, связанных с какими-то гаджетами, как правило, двигают их люди с бизнес-жилкой, если так можно сказать, - инициативные люди с хорошими организаторскими способностями. Они не обязательно должны быть медиками. Если же речь идет о  разработках в области фармации, например, то понятно, что это, как правило, академические научные коллективы, которые работают в том или ином направлении, проводят исследования и пытаются найти практическое применение полученным результатам.

- Раз охотятся, очевидно, для инвесторов это направление потенциально прибыльное? Чем они руководствуются при поиске и отборе проектов?

- Вряд ли правильно говорить о биомедицинском рынке как некоем целом, но высокотехнологичные решения в области медицины – выгодное вложение средств. Во всем мире такие проекты находят поддержку коммерческих структур. Во время проведения финальной части конкурса стартапов в рамках конференции, один из инвесторов сетовал на то, что было представлено только 4 проекта. И на объяснения, что изначально было 50, из которых осталось в финале 4, последовало замечание: почему только 50, должно быть 200. Интерес есть, и он понятен, но, конечно, такого количества достаточно зрелых проектов нет.

Все акселераторы и инвестиционные фонды мониторят пространство, стараются привлечь молодые коллективы, найти их. Но большинство проектов недостаточно проработаны для того, чтобы начинать с ними работу даже на уровне акселерации первых стадий. Именно поэтому «охота» идет и за идеями, и за людьми, готовыми и способными эти идеи реализовывать на практике.

- А можно стимулировать процесс их появления? Поливать почаще почву? Удобрять как-то? Получается, что по сравнению с Европой, США среда, где интересные идеи зарождаются и начинают расти, у нас менее активная…

- Культура предпринимательства в изобретательстве у нас не развита в том понимании, которое есть на Западе. Наши изобретатели часто изобретают что-то потому, что это «прикольно» им самим. В западных же странах изобретают потому, что на этом можность заработать. Во всяком случае такую перспективу имеют в виду на всех стадиях появления и становления какой-то идеи. Конечно, ситуация меняется. Но очень медленно, как и все, что связано с изменениями ментальности, подходов, привычек. При этом собственно академическая среда, научный потенциал у нас не слабее принципиально. Проблемы начинаются на уровне коммерциализации перспективных разработок. И это тоже не новость. Именно на решение этой проблемы и направлена деятельность структур, подобных Сколково, и тех программ акселерации, о которых было сказано выше.

- Первую скрипку в этой работе играет у нас государство?

- Да, доля госсредств в этом сегменте существенно превышает участие частных инвесторов. Государственных институтов развития у нас в стране немало.

- Эти усилия - результат какого-то осознанного выбора на государственном уровне?

- Думаю, да. Нельзя сказать, что это было какое-то единичное решение, скорее, серия последовательно сделанных шагов в течение определенного времени. Но можно сказать, что это результат государственной политики в этой области. Можно дискутировать о том, насколько ее реализация эффективна, насколько эффективны каждый из институтов развития и принятых государственных программ, но усилия прилагаются существенные.

- Что бы вы посоветовали человеку или команде с идеей, которые ищут возможность претворить ее в жизнь? С чего нужно начинать?

- Прежде всего нужно подумать, будет ли продукт на основе вашей идеи востребован на рынке и кем. Важно понимать: для кого вы работаете, кто будет потребителем продукта или услуги? Нужно обязательно поговорить с теми, кто, как вы думаете, будет заинтересован в потреблении вашего продукта, и подтвердить этот интерес. Или опровергнуть его, что тоже бывает. Неплохо при этом понимать: сколько таких потенциальных потребителей и почему они предпочтут именно ваш продукт. Все это информация критически важная для продвижения идеи на рынке. Когда вы убедитесь, что ваш продукт будет востребован и конкурентоспособен, следующий шаг – комплектация команды, запуск проекта и далее – изучение, какие механизмы поддержки могут быть задействованы. Конечно, людям в Москве или Питере проще найти поддержку, но и в регионах такие возможности имеются. Практически все институты развития проводят в той или иной форме региональные компании мониторинга потенциально перспективных идей и команд. Например, Фонд «Сколково» ежегодно проводит в  регионах стартап-туры, где можно заявить о себе и получить первичную оценку своего проекта. Если проект хорошо продуман и представлен, он будет замечен наверняка. А если вас заметили, то дальше будет легче, можно ожидать встречную инициативу со стороны институтов развития и потенциальных партнеров.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.