Сам Владислав Тетюхин считает центр проектом ГЧП с долей региона 24%, в Министерстве здравоохранения РФ к госпиталю относятся как к частному предприятию. Это обстоятельство не позволяет ведомству выделять УКРЛЦ федеральные квоты на замену коленных и тазобедренных суставов. За помощью инвестор обращался к Владимиру Путину – речь шла о 3150 квотах ежегодно. В 2015 г. президент предложил чиновникам решить вопрос положительно, но пока все осталось по-прежнему.
Сейчас хирурги центра оперируют 1400–1600 пациентов в год – это примерно 40% объема Свердловской области. Теоретически УКРЛЦ может принимать больных из других регионов, где есть очередь на эндопротезирование, но в отсутствие профильных пациентов загружает мощности другими способами.
– Владислав Валентинович, почему вы выбрали именно эндопротезирование?
– Это направление близко мне идеологически, поскольку речь идет о высоких технологиях, которые мы развивали на ВСМПО-АВИСМА, сотрудничая с корпорацией Boeing. И в практическом плане – тоже. Занимаясь спортом, я ломал ноги – приходилось их чинить. В 2005 г. мне поставили коленный протез – я снова встал на горные лыжи. И вся эта сфера, связанная с оперативным вмешательством и реабилитационными процессами, очень меня интересовала. Я хорошо представлял себе, чем хочу заниматься.
– Просчитывали потребность в операциях такого профиля?
– В октябре 2012 г., когда Вероника Скворцова стала министром, она говорила, что в России необходимо делать около 300 тыс. операций эндопротезирования в год. От цивилизованных стран, где на тысячу человек приходится две операции, мы отставали в пять раз. Получалось, что дефицит огромный.
– Какие меры принимало правительство?
– В 2006 г. Москва решила запустить в стране пять федеральных медицинских центров по профилям ортопедия-травматология и эндопротезирование – в дополнение к тем, что уже работали в Новосибирске, Казани, Новгороде и Саратове. Каждый новый центр обошелся в шесть с лишним миллиардов. Было условие, что регионы обеспечивают инженерную инфраструктуру и фундамент, а все остальное – за счет Федерации. Из Германии привозили блоки весом около 55 тонн, в каждом – все необходимые помещения и разводка обеспечивающих систем. Собирали как из кубиков. Потом начиняли помещения оборудованием. Проект делали вместе с немцами, которые в Европе традиционно считаются лидерами в этой области.
Главный вход в УКРЛЦ
– Как это изменило ситуацию?
– Первым заработал центр в Чебоксарах, затем – в Смоленске и Барнауле. В Краснодаре построенную коробку съел грибок – ее пришлось сносить, а во Владивостоке ограничились закладкой фундамента. Фактически вместо пяти федеральных центров работали три – для нас это стало дополнительным аргументом в пользу строительства госпиталя на Урале.
– Операции по эндопротезированию оплачивает государство. Вы пытались заручиться гарантиями власти, что у вашего центра будет достаточное количество квот?
– Мы ориентировались на дефицит. По всем прогнозам, он был абсолютным. В 2011 г. отправили запрос в Минздрав: как там относятся к нашему проекту. Вероника Скворцова, тогда замминистра, заверила, что госпиталь будет полезен для Свердловской области. То есть нас сразу ограничили территорией. Оставалось согласовать целесообразность строительства медцентра в Нижнем Тагиле с региональной властью. Здесь мы тоже нашли поддержку в областной Думе, в правительстве и у губернатора. В итоге бюджет региона выделил недостающие 1,2 млрд руб. в дополнение к моим 3,3 млрд. По сути, у нас государственно-частное партнерство.
Сейчас принято говорить, что ГЧП – столбовая дорога российского здравоохранения, но в законе это не прописано, поэтому мы работаем в неравных условиях.
Федеральные центры получают гарантированные квоты, которые с каждым годом увеличиваются – в 2009 г. в Чебоксарах делали 2 тыс. операций, а сегодня – около 7 тыс., причем 70% из них – эндопротезирование. Если бы нашему центру позволили работать на весь Уральский регион, мы сделали бы много полезного.
– Мощности госпиталя не загружены?
– По эндопротезированию центр в Нижнем Тагиле рассчитан на 4 тыс. операций в год. Сейчас мы получаем квоты только на местном уровне. Операции на коленном суставе – по заданию регионального Минздрава, операции на бедре – по заданию ТФОМС. Всего 1400–1600 хирургических вмешательств в год. Это примерно 42–45% таких операций, проводимых в Свердловской области. Естественно, мы не простаиваем, а занимаемся другими операциями – на стопах, на связках, работаем с травмами и так далее. Но это – вынужденная мера. Представьте – вы купили джип, чтобы преодолевать бездорожье, а ездить приходится по асфальту на небольшой скорости. Технические возможности машины не используются.
Операционная
– Вы пытались договориться с чиновниками?
– Мы ходатайствовали о помощи со стороны федерального центра. В 2015 г. писали и в Минздрав, и министру финансов Антону Силуанову, чтобы нас приравняли в статусе к федеральным ортопедическим центрам и ежегодно выделяли 3150 квот. Президент РФ Владимир Путин согласился, что такое решение будет правильным. Но ничего не изменилось.
– Сколько сегодня стоят операции эндопротезирования?
– Это момент дискуссионный. Все федеральные и подведомственные учреждения работают по тарифам, которые разрабатываются Минздравом и утверждаются Правительством РФ. Они обязательны к исполнению, потому что это сфера ВМП, где все очень серьезно. Причем даже эти тарифы существенно меньше, чем стоимость операции за границей. Например, в России первичное эндопротезирование коленного сустава стоит 190 тыс. руб., а в Германии – 8–12 тыс. евро. Но клиники, которые относятся к частным или ГЧП, участвуют в аукционах, и там начальную цену определяет региональный Минздрав. Обычно она ниже федерального тарифа, что негативно сказывается на процессе лечения. Порой мы ужимаемся до такой степени, которая за пределами экономической целесообразности. Но у нас есть ответственность перед людьми – мы обязаны это делать, хотим того или нет.
Послеоперационная реабилитация
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.