«Мы готовим врачей для медицины будущего, а значит система подготовки не должна пытаться «догнать» современную науку, ее место внутри науки – научных лабораторий и высокотехнологичных клиник», – считает директор НМИЦ им. В.А. Алмазова, главный кардиолог Минздрава России и Санкт-Петербурга, академик РАН Евгений Шляхто. Именно такую систему подготовки будущих врачей он и решил создать.
– Вы свою профессиональную жизнь врача, ученого, управленца всегда совмещали с преподавательской работой, возглавляя кафедру Первого СПбГМУ им. И.П. Павлова (а какое-то время были и проректором по науке). Все эти годы вы готовили будущих докторов неправильно?
– Почему же неправильно? Просто в последние десятилетия принципиально изменилась сама медицина: высокие технологии осваивают даже доктора региональных клиник, активно внедряются робототехника, киберпротезирование и искусственный интеллект, на смену химическим лекарствам приходят клеточные продукты, а генная и тканевая инженерия скоро станет рутинной технологией. Как можно было в этих условиях не думать о принципиально иной системе подготовки врачей, отличающейся от принятой в прошлом веке?
Если коротко, мы от обычного вуза отличаемся тем, что у нас свободный конкурс, и в связи с этим минимальный балл поступления был на 100 пунктов выше, чем, например, в Первом меде и других ведущих вузах страны.
– Хотите сказать, что набрали лучших?
– Это объективно так: половина поступивших (а это 16 юношей и 58 девушек из 24 регионов страны) – медалисты. Первую неделю мы их знакомили со всеми научными лабораториями центра и ведущими учеными, которые, кстати, являются теперь их преподавателями. После этих встреч студенты выбирали, что им по душе, и кто-то сразу включился в научные проекты, а кто-то пока до конца не определился.
Вообще это совершенно иной принцип развития специалитета, чем принято в России: изучается не дисциплина, а проблема. Например, берем модуль «эндокринная система» и преподаем все – от анатомии, гистологии, топографии, пропедевтики до хирургии и генетики. И в преподавании задействованы и ученые, и клиницисты.
Подобное не реализовать в обычном медвузе, где существует устоявшийся десятилетиями подход: темы по кусочку на каждом курсе, кафедры, часы у преподавателей. При этом научно-исследовательская деятельность осуществляется отдельными студентами, что существенно ограничивает потенциал выпускников. Мы же более гибкие – можем программу изменять, подстраивая под современные реалии, и при этом не терять в качестве, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию обучающегося.
Помогают в этом и другие вузы города: НМИЦ имени Алмазова – якорное учреждение в кластере «Трансляционная медицина», куда входят 22 учреждения, и часть профильных тем к нам приезжают преподавать, например, сотрудники Химфармуниверситета или Политеха. А с коллегами из Финляндии проводим совместную работу по приближению нашей образовательной программы к европейской, именно проблемно-ориентированной.
– На каких же проблемах концентрируете внимание будущих врачей?
– Прежде всего на социально-значимых – приоритетных для современного здравоохранения: сердечно-сосудистые заболевания и эндокринология, нейрохирургия и нервные болезни, гематология, онкология, неонатология и педиатрия, акушерство и гинекология. Кроме развития научных направлений ищем возможности для финансирования малых инновационных компаний (стартапов). Все это и создаст условия для успешной подготовки конкурентоспособных врачей будущего.
– Именно эту цель ставил лет двадцать назад академик Наточин, создав медицинский факультет СПбГУ и набрав на первый курс всего 25 студентов. После ухода Юрия Викторовича все закончилось «скатыванием» в обычную систему подготовки врачей…
– Все зависит от тех, кто эту систему реализует. Академик Наточин мечтал готовить врачей-исследователей – как раз для фундаментальной медицинской науки, а пришедшие ему на смену специалисты «куют» кадры для практической медицины, что тоже необходимо.
– А вы для кого готовите кадры? Вряд ли ваши выпускники пойдут работать участковыми врачами…
– Вообще-то, в центре еще пять лет назад был создан Институт медицинского образования, в его составе было семь кафедр, а сегодня функционирует уже 17, где учатся 593 ординатора и 101 аспирант. С открытием же на нашей базе лечебного факультета, я считаю, в истории медобразования наступил переломный момент, когда обучение студентов-медиков стало возможным в стенах научно-исследовательского центра: теперь учащийся в одном месте будет получать знания, видеть, как они реализуются на практике и совмещаются с научными исследованиями.
Обучение новым технологиям идет теперь параллельно с возможностью непосредственно участвовать в их реализации – это касается и классических мануальных навыков, и виртуальных тренажеров, и роботов. Гарантией же качества подготовки врачей именно в Центре Алмазова является уникальное современное оснащение клиник и лабораторий и готовность его сотрудников передать молодым фундаментальные знания и опыт.
Куда пойдут работать выпускники – это их личный выбор. Наша задача подготовить их таким образом, чтобы они в любой области современной медицины проявили себя как прекрасные доктора, реально понимающие пациентов, и способные реализовать свой потенциал. И почему вы считаете, что такие врачи не пригодятся поликлиникам?
– Где доктору дают 12 минут на прием пациента и невысокую зарплату?
– И даже там работает много талантливых людей, а наша задача внедрить современные методы диагностики и лечения в каждое медучреждение, если их там пока почему-то нет, и изменить организационную структуру.
Сегодня, наоборот, медицинские технологии часто опережают образование, а если мы его подтянем до нужного уровня, то, как в замкнутом круге, изменится и сама система медицинской помощи. В той же онкологии остро необходимо развивать молекулярные методы диагностики, а это компетенции, которых пока нашим онкологам остро не хватает. Нужны системы поддержки решений и центры молекулярной онкологии, и не в мечтах, важно твердо стоять «на земле». Мы, кстати, планируем создать у себя в ближайшие годы центр геномных исследований.
Поймите, нет смысла готовить «узкого» специалиста, это бесполезно. Надо воспитать такого врача, который будет образован настолько, что легко найдет нужную ему информацию. А совсем скоро уровень развития нашей отрасли будет таков, что необходимые данные можно будет найти не одним движением руки на клавиатуре компьютера, а голосом. И высокообразованный врач сможет быстро сориентироваться в найденных клинических рекомендациях или протоколах.
А что касается зарплаты, то как можно назвать низкой среднюю оплату работы врача в Петербурге в прошлом году – 160 тысяч? Другое дело из чего эта сумма складывается? Видимо, это вал платных услуг и зачастую избыточность дорогостоящих диагностических и лечебных процедур. Мы, например, посмотрели, что происходит в области острого коронарного синдрома: некоторые сосудистые центры ставят стенты в 90% случаев, хотя давно доказано, что при ОКС стент нужен лишь половине больных, а остальным показано лекарственное лечение. И опять же хорошо образованный доктор никогда не будет выполнять своему пациенту ненужную процедуру: не позволит профессионализм.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.