Задача отраслевого акселератора, заявившего о международном характере своей деятельности, привлечение стартапов в области медицины и здравоохранения в рамках долгосрочной стратегии по цифровой трансформации бизнеса и расширению портфеля услуг.
Медицинскими проектами занимаются также акселераторы общего профиля. Так, в первой половине июля российско-американский Starta Accelerator по результатам рассмотрения тысячи заявок назвал 23 стартапа, которые станут участниками его очередного набора. Среди них проект маркетплейса медицинских услуг и данных на основе блокчейна, а также сервис для тренировки и улучшения когнитивных способностей при помощи онлайн-игр и носимых устройств для анализа мозговой активности. В июне были объявлены результаты отбора заявок на участие в очередном акселераторе российского Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Среди 19 компаний, которые получат по 2,5 млн руб. инвестиций в обмен на долю в бизнесе в размере 7%, – три медицинских стартапа: проекты генетического теста, определяющего риск развития рака, исследований реальной клинической практики на базе анализа обезличенных медицинских карт и разработки фитофильтра, связанного с мобильным приложением.
На вопросы портала Medvestnik.ru о том, чем отличается деятельность сугубо медицинских акселераторов и как они работают с инновационными российскими стартапами, отвечает генеральный директор страховой компании «РГС Жизнь» Евгений Гуревич. Он рассказывает об этом прежде всего на примере LIFE.medtech.
Фото: Олега Кирюшкина
– Чем отличаются российские бизнес-акселераторы медицинских проектов от аналогов в иных сферах?
– Основное отличие в их количестве: медицинских акселераторов сравнительно мало. В основном на рынке присутствуют общие технологические акселераторы, которые, как правило, спонсируют большие hi-tech корпорации. Да, отраслевая акселерация у них есть, но медицина не их фокусное направление: период возврата инвестиций в этой сфере занимает заметно больше времени, а для многих инвесторов это существенный фактор.
При этом те частные фонды и инвесторы, которые ищут медицинские проекты для себя, как правило, ограничиваются конкретной узкой специализацией. Сегодня в полном смысле слова медицинская акселерация есть в «Сколкове» и ФРИИ. Ряд международных компаний также имеет свои акселераторы; например, Bayer уже несколько лет делает такой проект.
– Является ли такая деятельность в РФ венчурным инвестированием или в большей мере кредитованием молодых компаний?
– Подавляющее большинство компаний и фондов, которые имеют отношение к медицинской акселерации, занимаются венчурными инвестициями. Это обусловлено высокими рисками: в лучшем случае в области медицинских технологий «выстреливает» 1 стартап из 10, поэтому получить кредит таким компаниям сложно.
– Каковы, с вашей точки зрения, особенности работы медицинского бизнеса в стране с преимущественно государственным здравоохранением?
– Государство имеет возможность выделять большие суммы для решения глобальных задач. Понимая, что частным инвесторам сложно найти такие средства, оно активно сотрудничает с медицинскими фондами и акселераторами, поддерживает проекты и идеи в области медицины и здравоохранения. Государство понимает важность вложений в развитие медтеха – и оно уже это делает, что позволяет выращивать совсем молодые стартапы до того момента, когда они становятся интересными частным инвесторам. Мы в этом плане активно сотрудничаем и со «Сколковом», и с ФРИИ.
– Каков временной горизонт акселерации с вашей стороны, чем он отличается от того, что предлагают иные акселераторы в РФ и за рубежом?
– Медицинским стартапам требуется больше времени для реализации, так как технологии, препараты, оборудование в этой сфере подлежат регистрации и дополнительному лицензированию. Поэтому минимальный срок выхода на рынок – 2-3 года.
Процесс акселерации тоже сильно увеличивается: внутри LIFE.medtech проект поддерживается в течение стандартного срока – около полугода. Но мы понимаем, что положительный эффект от акселерации увидим через несколько лет. В этом и заключается наше отличие: мы акселерируем компанию и затем продолжаем ее поддерживать до выхода на запланированные показатели или на рынок.
– Вы предлагаете стартапам комплексное развитие и интеграцию со страховым бизнесом «РГС Жизнь». Что это означает на практике?
– Наша работа со стартапами подразумевает два пути. Первый – это предложение дополнительных услуг и сервисов клиентам. Второй – интеграция технологий в наш страховой бизнес. Такие технологии позволят создать принципиально новые страховые продукты, которые повышают качество жизни и здоровья клиентов, в чем мы заинтересованы как страховщики, так как это снижает риски.
– Какие проекты вы намерены поддерживать прежде всего – работающие с государственным здравоохранением или с негосударственными медорганизациями? Каким направлениям отдаете предпочтение – лечебно-профилактическому или, например, развитию лабораторных и IT-проектов в здравоохранении?
– Наша цель – отбор интересных и перспективных начинаний. Можно ли их будет дальше интегрировать в государственное здравоохранение, подойдут ли они для негосударственных медорганизаций, относятся ли они вообще к медицинским организациям – неважно. Мы находим идею, которая интересна нам.
Поэтому и предпочтений по направлениям нет: среди стартапов, которые подали заявки, есть технологические решения в области диагностики конкретного спектра заболеваний, а есть сервисы для определенных профилей врачей. Главное, чтобы идея помогла людям стать здоровее, меньше болеть, повысить качество лечения.
Мы готовы поддерживать проекты из любой страны мира – у нас сейчас широкая география заявок: Россия, Израиль, Прибалтийские страны, Армения... Мы не ограничиваемся выводом стартапов только на российский рынок – чем шире рынок, тем лучше и для стартапа, и для нас. Но, безусловно, территориальная экспансия зависит от самой бизнес-идеи.
– С какими экспертами вы работаете, где их находите?
– Выбор зависит от специализации каждого стартапа. Например, для проекта, развивающего нейронные сети, мы пригласили эксперта из Московского университета, который специализируется на нейронных сетях. Привлекаем к сотрудничеству как отечественных специалистов, так и зарубежных. Это профессора топовых вузов, врачи крупнейших клиник.
– Как отбираете потенциальных участников, кому и почему отказываете?
– Мы рассмотрели уже больше 200 стартапов. Все проекты оцениваем с двух сторон. Во-первых, виден ли потенциал развития в конкретной идее – можно ли вырастить бизнес, есть ли рынки, клиентские сегменты. Во-вторых, можно ли использовать эту идею внутри нашего страхового бизнеса. Если хотя бы на один вопрос мы получаем «да», то начинаем общаться.
Еще один важный момент – команда стартапа должна четко формулировать собственную идею, цели и задачи проекта. Как ни странно, часто мы слышим предложения, из которых концепция не выстраивается. Мы готовы рассматривать идею в качестве проекта – без прототипа и тестов, но не готовы формулировать ее за владельца стартапа.
– Каково преобладающее направление проектов, претендующих на вашу поддержку?
– Области применения решений у стартапов очень разные, в каждом из них несколько проектов. Есть много идей в сфере технологических медицинских сервисов. Это телемедицинские платформы, инструменты интеграции медицинских систем. Достаточно много решений, связанных с обработкой информации: изображений КТ и МРТ, различных анализов, системы хранения данных, а также с носимыми устройствами и мониторингом состояния пациентов. Есть и системы реабилитации после серьезных заболеваний, альтернативные методики диагностирования.
– Существует ли конкуренция акселераторов за проекты в здравоохранении?
– Скорее, наоборот – акселераторы помогают друг другу. Мы знакомы со стартапами, руководители которых и консультировались со «Сколково» и ФРИИ, и ищут частные инвестиции. В связи с тем, что медицинские технологии окупаются достаточно долго, наличие нескольких инвесторов и акселераторов – большой плюс. Благодаря синергетическому эффекту компания быстрее выходит на рынок и работает эффективнее.
– Чем для стартапов, работающих в медицинском бизнесе, могут быть неудобны существующие неспециализированные инкубаторы? Может ли для них быть более привлекателен специализированный акселератор?
– Акселераторов в принципе не так много, и если у стартапа есть идея, которая обещает быстрый возврат инвестиций и не требует высокого уровня экспертизы, – скорее всего, для околомедицинского проекта подойдет и неспециализированный акселератор. Специализированный же может рассмотреть идеи, которые нельзя оценить с точки зрения общего здравого смысла, – для них нужны профессиональные знания.
– Какие направления инновационных медицинских проектов представляются вам наиболее перспективными на ближайшие несколько лет – независимо от того, кого вы готовы поддерживать?
– Мы ожидаем, что «выстрелят» проекты в области оказания удаленной медицинской помощи: телемедицинские сервисы, диагностические решения, проактивный мониторинг состояния пациентов, робототехнические станции оказания первой медицинской помощи и другие. Соответственно наиболее перспективны стартапы, задача которых предоставить качественное медицинское обслуживание людям по всей стране.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.