Лабораторная служба Москвы: под знаком централизации

13.10.2016
00:00
Централизация лабораторных исследований является приоритетным направлением реформирования лабораторной службы. Это означает создание крупных автоматизированных лабораторных комплексов, обслуживающих группу лечебно-профилактических учреждений и выполняющих широкий перечень лабораторных исследований. Внедрение принципов централизации лабораторных исследований позволяет увеличить производительность централизованных клинико-диагностических лабораторий (ЦКДЛ) и оптимизировать расходы на лабораторную диагностику, в частности, за счет применения более рациональных методов контроля и управления ресурсами, внедрения технологий управления качеством лабораторных исследований, автоматизации процесса проведения исследований.

На первом этапе реорганизации лабораторной службы проведено формирование одиннадцати окружных ЦКДЛ и пяти централизованных бактериологических лабораторий. В задачи ЦКДЛ входило выполнение гематологических, биохимических, иммуногематологических, гормональных и ряда других исследований для ЛПУ своего округа. Формирование ЦКДЛ осуществлялось на базе крупных многопрофильных стационаров, диагностических центров, амбулаторно-поликлинических центров (АПЦ) и поликлиник. Решение о формировании ЦКДЛ на базе того или иного ЛПУ принималось с учетом удобства доставки материала на данную базу из всех ЛПУ округа, наличия достаточного по количеству и соответствующих по качеству помещений, а также квалифицированного персонала. До переключения потоков материала из ЛПУ в соответствующие ЦКДЛ проведено их дооснащение необходимым оборудованием, обучение персонала, отработаны маршруты движения материала и особенности документооборота (заявки на исследования, бланки результатов исследований, регистрационные журналы и т.д.). На первом этапе централизации проведено переоснащение ЦКДЛ. Только в период с 2011-го по 2013 г. за счет средств Департамента здравоохранения города Москвы закуплены 1102 единицы нового оборудования. Кроме того, проведена концентрация (сбор на единой базе) оборудования мелких лабораторий, располагавшихся на базе нескольких ЛПУ округа, что позволило существенно увеличить нагрузку на аппаратуру и снизить себестоимость ее эксплуатации.

Второй этап реорганизации лабораторной службы Москвы начался после выхода приказа Департамента здравоохранения города Москвы №1051 от 12.12.2014 г. и ознаменовался созданием трехуровневой системы лабораторной службы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

В данном приказе сформулированы понятия и принципы формирования:
Клинико-диагностических лабораторий 1-го уровня с сетью пунктов приема биологического материала.
Окружных ЦКДЛ 2-го уровня.
ЦКДЛ 3-го уровня.

Приказом Департамента здравоохранения города Москвы №515 от 22.06.2015 г. утвержден перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, в которых организуются клинико-диагностические лаборатории (КДЛ) 1-го уровня (111) и пункты приема биологического материала (313), определены сроки начала их функционирования.  

Таким образом, в 2014–2015 гг. в первичном звене амбулаторно-поликлинической сети сокращены малопроизводственные лаборатории. В части этих учреждений сформированы пункты приема биологического материала, а также дополнительно организованы пункты приема в ЛПУ, ранее не имевших лаборатории для повышения доступности лабораторных исследований пациентам. ЦКДЛ 2-го уровня сформированы на базе имеющихся окружных лабораторий и при необходимости образованы новые лабораторные подразделения. При формировании ЦКДЛ на базе какого-либо ЛПУ учитывалось наличие квалифицированного кадрового состава.

В ряде случаев произведен перевод наиболее квалифицированных сотрудников на работу в ЦКДЛ из других ЛПУ. В связи с этим удалось сохранить ведущих специалистов лабораторной службы Москвы.

С целью обеспечения высокого качества клинико-диагностических исследований регламентировано обязательное участие всех лабораторий в системе ФСВОК, централизованных лабораторий 2-го и 3-го уровней не менее чем в двух системах внешнего контроля качества. Поставлена задача сертификации централизованных лабораторий 2-го и 3-го уровней по ГОСТ Р ИСО 15189.

Программа централизации лабораторных исследований в Москве позволила создать трехуровневую систему лабораторной службы амбулаторно-поликлинического звена, переоснастить и укрепить приборную базу, сократить штатное расписание без качественных потерь кадрового состава лабораторной службы. В результате проводимых реформ значительно повысилась доступность лабораторных исследований для населения, включая дорогостоящие и высокотехнологичные.

Основные этапы оптимизации работы лабораторной службы города Москвы:

  • 2011–2014 гг. — централизация в рамках программы модернизации;
  • 2015–2016 гг. — реорганизация лабораторной службы амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения;
  • 2016 год — оптимизация выполнения специализированных исследований;
  • 2017–2018 гг. — оптимизация работы лабораторной службы стационаров.

Нормативная база реорганизации лабораторной службы:

  • Приказ Департамента здравоохранения города Москвы №752 от 19.08.2011 «Об обеспечении доступности лабораторных исследований для пациентов медицинских учреждений амбулаторно-поликлинической сети»;
  • Приказ Департамента здравоохранения города Москвы №481 от 25.05.2012 «О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения лабораторных исследований населению города Москвы»;
  • Приказ Департамента здравоохранения города Москвы №565 от 21.06.2012 «О раскреплении административных округов Москвы между скрининговыми лабораториями диагностики ВИЧ-инфекции»;
  • Приказ Департамента здравоохранения города Москвы №1351 от 31.12.2013 «Об утверждении Регламента назначения лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи»;
  • Приказ Департамента здравоохранения города Москвы №405 от 22.04.2014 «О мерах по улучшению организации лабораторных исследований жителям города Москвы в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы».

Основные цели оптимизации работы лабораторной службы города Москвы:

  • улучшение обеспечения лечебно-диагностического процесса современной и качественной лабораторной диагностикой;
  • повышение территориальной доступности услуги по приему биоматериалов у населения;
  • повышение эффективности использования высокотехнологичного дорогостоящего оборудования, в т.ч. приобретенного по программе модернизации;
  • повышение качества лабораторных исследований;
  • оптимизация расходов на лабораторные исследования;
  • оптимизация использования материально-технических ресурсов.

Подготовлено по материалам, опубликованным в журнале «Лабораторная служба», том 5, 4/2016.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.