На первом этапе реорганизации лабораторной службы проведено формирование одиннадцати окружных ЦКДЛ и пяти централизованных бактериологических лабораторий. В задачи ЦКДЛ входило выполнение гематологических, биохимических, иммуногематологических, гормональных и ряда других исследований для ЛПУ своего округа. Формирование ЦКДЛ осуществлялось на базе крупных многопрофильных стационаров, диагностических центров, амбулаторно-поликлинических центров (АПЦ) и поликлиник. Решение о формировании ЦКДЛ на базе того или иного ЛПУ принималось с учетом удобства доставки материала на данную базу из всех ЛПУ округа, наличия достаточного по количеству и соответствующих по качеству помещений, а также квалифицированного персонала. До переключения потоков материала из ЛПУ в соответствующие ЦКДЛ проведено их дооснащение необходимым оборудованием, обучение персонала, отработаны маршруты движения материала и особенности документооборота (заявки на исследования, бланки результатов исследований, регистрационные журналы и т.д.). На первом этапе централизации проведено переоснащение ЦКДЛ. Только в период с 2011-го по 2013 г. за счет средств Департамента здравоохранения города Москвы закуплены 1102 единицы нового оборудования. Кроме того, проведена концентрация (сбор на единой базе) оборудования мелких лабораторий, располагавшихся на базе нескольких ЛПУ округа, что позволило существенно увеличить нагрузку на аппаратуру и снизить себестоимость ее эксплуатации.
Второй этап реорганизации лабораторной службы Москвы начался после выхода приказа Департамента здравоохранения города Москвы №1051 от 12.12.2014 г. и ознаменовался созданием трехуровневой системы лабораторной службы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
В данном приказе сформулированы понятия и принципы формирования:
Клинико-диагностических лабораторий 1-го уровня с сетью пунктов приема биологического материала.
Окружных ЦКДЛ 2-го уровня.
ЦКДЛ 3-го уровня.
Приказом Департамента здравоохранения города Москвы №515 от 22.06.2015 г. утвержден перечень медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, в которых организуются клинико-диагностические лаборатории (КДЛ) 1-го уровня (111) и пункты приема биологического материала (313), определены сроки начала их функционирования.
Таким образом, в 2014–2015 гг. в первичном звене амбулаторно-поликлинической сети сокращены малопроизводственные лаборатории. В части этих учреждений сформированы пункты приема биологического материала, а также дополнительно организованы пункты приема в ЛПУ, ранее не имевших лаборатории для повышения доступности лабораторных исследований пациентам. ЦКДЛ 2-го уровня сформированы на базе имеющихся окружных лабораторий и при необходимости образованы новые лабораторные подразделения. При формировании ЦКДЛ на базе какого-либо ЛПУ учитывалось наличие квалифицированного кадрового состава.
В ряде случаев произведен перевод наиболее квалифицированных сотрудников на работу в ЦКДЛ из других ЛПУ. В связи с этим удалось сохранить ведущих специалистов лабораторной службы Москвы.
С целью обеспечения высокого качества клинико-диагностических исследований регламентировано обязательное участие всех лабораторий в системе ФСВОК, централизованных лабораторий 2-го и 3-го уровней не менее чем в двух системах внешнего контроля качества. Поставлена задача сертификации централизованных лабораторий 2-го и 3-го уровней по ГОСТ Р ИСО 15189.
Программа централизации лабораторных исследований в Москве позволила создать трехуровневую систему лабораторной службы амбулаторно-поликлинического звена, переоснастить и укрепить приборную базу, сократить штатное расписание без качественных потерь кадрового состава лабораторной службы. В результате проводимых реформ значительно повысилась доступность лабораторных исследований для населения, включая дорогостоящие и высокотехнологичные.
Подготовлено по материалам, опубликованным в журнале «Лабораторная служба», том 5, 4/2016.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.