Как выбрать клинику для покупки  

01.12.2017
00:00
Сектор частного здравоохранения один из немногих в экономике России, где несмотря на коррекцию платежеспособного спроса продолжается рост и прогнозы экспертов и участников рынка позитивные. По данным «Финам», объем коммерческих медицинских услуг в России вырос в 2016 году на 8% - до 400 млрд рублей. В последнее время рынок частного здравоохранения сотрясают новости о крупных сделках по продаже и готовящихся к открытию проектах (сеть клиник «Скандинавия», «Ильинская больница», «REMEDI. Институт репродуктивной медицины» и др.). 

В сектор приходит много инвесторов с непрофильным опытом, однако частная медицина – это особый сегмент, где оценку и сам бизнес нужно организовывать и реорганизовывать с учетом специфики этой отрасли. 

При выборе клиники для покупки важно оценить и взвесить следующие параметры. 

Репутация клиники и ее врачей

Чрезвычайно важно изучить историю клиники, желательно за весь период, рассмотреть и взвесить отзывы как пациентов, так и врачей, работающих и работавших в клинике. Нередки случаи, когда медорганизация работала по неэтичным схемам и в итоге закрылась, но даже если на ее месте откроется новая клиника с другим названием и юрлицом, пациенты и врачи будут обходить ее стороной. 

Команда

Самое важное в клинике – это врачи и персонал, пациенты уходят за врачами. Поэтому при смене директора и главного врача, если вы планируете поставить свою команду, ситуация в клинике может измениться кардинально, важно правильно интегрировать новую управленческую команду и коллектив. Важно оценить и проанализировать пациентскую базу, ее источники и потенциал.

Чистота сделки

Важно тщательно проверить чистоту сделки, всю документацию: нередки случаи, когда у юридического лица имеются непогашенные судебные иски или когда клиника получала судебные иски от пациентов, сворачивалась, перепродавала бизнес и скрывалась. 

Прозрачность бизнеса

У клиники должна быть абсолютно белая отчетность. Помимо анализа бухгалтерских и финансовых документов важно просмотреть статистику и динамику показателей из отчетов МИС (медицинской информационной системы). Они косвенно смогут подтвердить или опровергнуть те цифры и данные, что презентует продавец.

Чем более прозрачно ведет работу клиника, правильно используя такие инструменты, как МИС, тем более прогнозируемо ее будущее, ее выручка и загруженность. Чем хуже отчетность – тем дешевле клиника. 

Местоположение

Центр города или густонаселенный спальный район, близость офисов (возможность для пациентов посетить клинику рядом с офисом в течение рабочего дня или после работы) и жилого массива, транспортная доступность, наличие парковки, потенциал для роста и развития – возможность переделки, ремонта. 

Концепция и бизнес-план

У клиники должна быть абсолютно понятная концепция и бизнес-план развития, учитывающие конкуренцию с услугами госбольниц, так как главным конкурентом и в то же время катализатором развития частных клиник являются доступность и недоступность медицинских услуг государственного здравоохранения. 

На что еще можно и нужно обратить внимание 

Директор по медицине сети клиник «Мастерская здоровья» Александр Чукаев: 

«Купить готовую клинику, идеально построенную под собственные цели и задачи, практически невозможно. В любом случае что-то придется переделывать, помещения менять местами, что-то перестраивать, ремонтировать. Поэтому у покупателя должно быть предварительное понимание хотя бы широкими мазками, чем он глобально хочет заниматься, какие ему нужны помещения.

Необходимо обязательно узнать, кто здесь был раньше. Зачастую негатив, сформированный компанией, которая была в этом помещении ранее, может на несколько лет отбить желание у новых пациентов приходить к вам». 

Управляющий партнер компаний «ДМГ» и «Telemed Help» Владимир Гераскин:

«В первую очередь смотрим на «прозрачность» системы бухгалтерской отчетности и управления. Далее у клиники должна быть продвинутая МИС - система учета и анализа работы. Имеется в виду возможность анализа любых параметров, чтобы понять, как клиника меняется. Покупку выгоднее совершать на этапе роста клиники, когда у нее небольшая коммерческая прибыль, а также когда она арендует помещение. Инвестор хочет купить операционный бизнес, а не здание, поэтому арендная модель предпочтительней. Клиентская база, устоявшаяся врачебная база и понятная система управления – одни из главных факторов при покупке клиники».   

Генеральный директор клиники «Медлайт» Дмитрий Коробко:

«Важно проанализировать такие параметры:

  1. Финансовые показатели за последние 2-3 года. Оценка реализованных возможностей роста компании с учетом ежегодных сезонных колебаний.
  2. Перечень медицинских специальностей и процент загрузки врачей от общего рабочего времени. Чем шире перечень услуг, тем меньше пациенты уходят по направлениям в другие клиники. Процент загрузки каждого врача показывает их востребованность и спрос со стороны пациентов.
  3. Количество врачей с записью пациентов на 2-3 недели вперед. Это показатель наличия высококвалифицированных и востребованных специалистов.
  4. Процент загрузки каждого кабинета и причины именно таких показателей (если загрузка кабинетов менее 60% от общего времени работы клиники).
  5. Наличие пакета ДМС и ОМС, доля этих направлений в структуре выручки.
  6. Наличие стимулирующей системы оплаты труда. Работа врачей на окладе дает хорошие финансовые показатели прибыли (особенно в момент оценки клиники для покупки), но значительно снижает перспективы роста и развития. И чаще всего приводит к снижению качества обслуживания пациентов.
  7. Оценка управленческой функции: онлайн-инструменты, онлайн-запись, наличие колл-центра, график работы, внешний вид клиники и сотрудников. Это очень значимый показатель загрузки и четкости работы клиники, но не ключевой, его можно выстроить (если на момент покупки эта функция не была организована).
  8. Наличие МИС – системы управления клиникой, которая позволяет оценить внутреннюю работу и проанализировать ключевые параметры, такие как процент загрузки врачей, заполненность расписания, процент загрузки каждого кабинета и отделения, структуру выручки (ДМС, ОМС, физлица). Если МИС нет, то переход от бумажного документооборота к передовым технологиям будет одним из самых сложных процессов после покупки. Это связано с оцифровкой данных с бумажных носителей всех амбулаторных карт,  и главное – в готовности сотрудников клиники к таким изменениям.
  9. Оценка рисков прекращения права пользования помещением. Так как переезд – это всегда капитальные вложения в ремонт под медицинские требования и лицензирование нового помещения».
Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.