В сектор приходит много инвесторов с непрофильным опытом, однако частная медицина – это особый сегмент, где оценку и сам бизнес нужно организовывать и реорганизовывать с учетом специфики этой отрасли.
При выборе клиники для покупки важно оценить и взвесить следующие параметры.
Чрезвычайно важно изучить историю клиники, желательно за весь период, рассмотреть и взвесить отзывы как пациентов, так и врачей, работающих и работавших в клинике. Нередки случаи, когда медорганизация работала по неэтичным схемам и в итоге закрылась, но даже если на ее месте откроется новая клиника с другим названием и юрлицом, пациенты и врачи будут обходить ее стороной.
Самое важное в клинике – это врачи и персонал, пациенты уходят за врачами. Поэтому при смене директора и главного врача, если вы планируете поставить свою команду, ситуация в клинике может измениться кардинально, важно правильно интегрировать новую управленческую команду и коллектив. Важно оценить и проанализировать пациентскую базу, ее источники и потенциал.
Важно тщательно проверить чистоту сделки, всю документацию: нередки случаи, когда у юридического лица имеются непогашенные судебные иски или когда клиника получала судебные иски от пациентов, сворачивалась, перепродавала бизнес и скрывалась.
У клиники должна быть абсолютно белая отчетность. Помимо анализа бухгалтерских и финансовых документов важно просмотреть статистику и динамику показателей из отчетов МИС (медицинской информационной системы). Они косвенно смогут подтвердить или опровергнуть те цифры и данные, что презентует продавец.
Чем более прозрачно ведет работу клиника, правильно используя такие инструменты, как МИС, тем более прогнозируемо ее будущее, ее выручка и загруженность. Чем хуже отчетность – тем дешевле клиника.
Центр города или густонаселенный спальный район, близость офисов (возможность для пациентов посетить клинику рядом с офисом в течение рабочего дня или после работы) и жилого массива, транспортная доступность, наличие парковки, потенциал для роста и развития – возможность переделки, ремонта.
У клиники должна быть абсолютно понятная концепция и бизнес-план развития, учитывающие конкуренцию с услугами госбольниц, так как главным конкурентом и в то же время катализатором развития частных клиник являются доступность и недоступность медицинских услуг государственного здравоохранения.
Директор по медицине сети клиник «Мастерская здоровья» Александр Чукаев:
«Купить готовую клинику, идеально построенную под собственные цели и задачи, практически невозможно. В любом случае что-то придется переделывать, помещения менять местами, что-то перестраивать, ремонтировать. Поэтому у покупателя должно быть предварительное понимание хотя бы широкими мазками, чем он глобально хочет заниматься, какие ему нужны помещения.
Необходимо обязательно узнать, кто здесь был раньше. Зачастую негатив, сформированный компанией, которая была в этом помещении ранее, может на несколько лет отбить желание у новых пациентов приходить к вам».
Управляющий партнер компаний «ДМГ» и «Telemed Help» Владимир Гераскин:
«В первую очередь смотрим на «прозрачность» системы бухгалтерской отчетности и управления. Далее у клиники должна быть продвинутая МИС - система учета и анализа работы. Имеется в виду возможность анализа любых параметров, чтобы понять, как клиника меняется. Покупку выгоднее совершать на этапе роста клиники, когда у нее небольшая коммерческая прибыль, а также когда она арендует помещение. Инвестор хочет купить операционный бизнес, а не здание, поэтому арендная модель предпочтительней. Клиентская база, устоявшаяся врачебная база и понятная система управления – одни из главных факторов при покупке клиники».
Генеральный директор клиники «Медлайт» Дмитрий Коробко:
«Важно проанализировать такие параметры:
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.