Причины смены руководства Минздрава мне видятся в том, что масштаб поставленных президентом задач требует детального знания фактического состояния отрасли и практических механизмов их реализации. К руководителю Росздравнадзора стекалась информация о результатах плановых и внеплановых проверок всех подконтрольных субъектов и у него, полагаю, есть понимание, что проблемы в отрасли связаны и с ненадлежащим менеджментом: деятельностью главных врачей, начмедов, завотделениями, имеющих соответствующие сертификаты, выданные образовательными организациями, а также руководителей иных структур — органов управления здравоохранением регионов, территориальных фондов ОМС.
Подтверждением этого тезиса является детальная регламентация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (приказ Минздрава от 07.06.2019 г. № 381н), появлению которой мы, вероятно, обязаны именно Мурашко.
Есть основания полагать, что с его приходом в Минздрав ощутимо повысится исполнительская дисциплина в отрасли на всех уровнях. То есть многочисленные нормативно-правовые акты министерства будут действительно работать, а требуемые данные из регионов поступать своевременно.
Следует ожидать дальнейшей детальной регламентации деятельности медицинских организаций в части выстраивания надлежащего менеджмента по принципу «делай, как я сказал», при этом будет превалировать тезис «денег в здравоохранении достаточно, научитесь их тратить эффективно».
В июле 2018 года Комитетом Госдумы по государственному строительству и законодательству был отклонен законопроект «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения». Введение ответственности за нарушение порядков оказания медицинской помощи, по мнению депутатов, могло привести к проблемам у государственных медучреждений, которым попросту неоткуда взять денег на выплату немаленьких штрафов.
Однако уже в мае 2019 года государство решило, что существующие меры административной ответственности недостаточны для мотивирования организаций к надлежащему осуществлению медицинской деятельности. Данная точка зрения была высказана главой Росздравнадзора со ссылкой на Минздрав. Сейчас идея ужесточения ответственности медорганизаций может получить новый импульс.
Кроме того, я ожидаю, что наконец-то появится федеральный закон, устанавливающий обязанность медорганизаций осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи (п.10. ч.1 ст.79 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ). Уже 8 лет как существует данный закон, а п.10 до сих пор является «мертвым». Пора бы к чему-то прийти — убрать эту норму либо добиться появления закона, тем более что подобные попытки, но неудачные, уже имели место при предыдущих руководителях Минздрава.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.