Идея ужесточения ответственности медорганизаций может получить дополнительный импульс

23.01.2020
11:37
Еще в 2015 году на Форуме ОНФ «За качественную и доступную медицину!», когда журналист из Еврейской автономной области поднял вопрос неэффективных расходов в регионе и Владимир Путин спросил у Михаила Мурашко, какие ему нужны указания, «чтобы деньги не тырили у народа из кармана», тот четко отчитался о комплексной проверке в автономии и передаче ее результатов в прокуратуру. Тем самым он показал, что Росздравнадзор стоит на страже государственных интересов и не сращивается с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Причины назначения

Причины смены руководства Минздрава мне видятся в том, что масштаб поставленных президентом задач требует детального знания фактического состояния отрасли и практических механизмов их реализации. К руководителю Росздравнадзора стекалась информация о результатах плановых и внеплановых проверок всех подконтрольных субъектов и у него, полагаю, есть понимание, что проблемы в отрасли связаны и с ненадлежащим менеджментом: деятельностью главных врачей, начмедов, завотделениями, имеющих соответствующие сертификаты, выданные образовательными организациями, а также руководителей иных структур — органов управления здравоохранением регионов, территориальных фондов ОМС.

Подтверждением этого тезиса является детальная регламентация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (приказ Минздрава от 07.06.2019 г. № 381н), появлению которой мы, вероятно, обязаны именно Мурашко. 

Есть основания полагать, что с его приходом в Минздрав ощутимо повысится исполнительская дисциплина в отрасли на всех уровнях. То есть многочисленные нормативно-правовые акты министерства будут действительно работать, а требуемые данные из регионов поступать своевременно.

Следует ожидать дальнейшей детальной регламентации деятельности медицинских организаций в части выстраивания надлежащего менеджмента по принципу «делай, как я сказал», при этом будет превалировать тезис «денег в здравоохранении достаточно, научитесь их тратить эффективно».

Возможное нормотворчество

В июле 2018 года Комитетом Госдумы по государственному строительству и законодательству был отклонен законопроект «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения». Введение ответственности за нарушение порядков оказания медицинской помощи, по мнению депутатов, могло привести к проблемам у государственных медучреждений, которым попросту неоткуда взять денег на выплату немаленьких штрафов.

Однако уже в мае 2019 года государство решило, что существующие меры административной ответственности недостаточны для мотивирования организаций к надлежащему осуществлению медицинской деятельности. Данная точка зрения была высказана главой Росздравнадзора со ссылкой на Минздрав. Сейчас идея ужесточения ответственности медорганизаций может получить новый импульс.

Кроме того, я ожидаю, что наконец-то появится федеральный закон, устанавливающий обязанность медорганизаций осуществлять страхование на случай причинения вреда жизни и (или) здоровью пациента при оказании медицинской помощи (п.10. ч.1 ст.79 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ). Уже 8 лет как существует данный закон, а п.10 до сих пор является «мертвым». Пора бы к чему-то прийти — убрать эту норму либо добиться появления закона, тем более что подобные попытки, но неудачные, уже имели место при предыдущих руководителях Минздрава.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.