— Для большинства людей телемедицина — это про дистанционные консультации у врача с помощью видео или аудио, но понятно, что история уже гораздо шире. Что технологии дают врачу?
— В первую очередь — возможность оптимизировать время и расширить аудиторию. Особенно это касается коммерческих клиник. Хороший востребованный специалист может работать как офлайн в нескольких местах, так и онлайн. Тем более, что большинство обращений — это консультации, которые направляют пациента в нужное русло или корректируют лечение. Для этого нет необходимости встречаться с врачом лично.
Кроме того, это возможность получить все данные обследования пациента одновременно, но это больше техническая задача.
— А как быть с тем, что сейчас невозможно поставить диагноз в рамках телемедицинского приема?
— Возможность дистанционной постановки диагноза появится, когда телемедицинское заключение станет юридическим документом. Проблему все равно нужно решать. Вопрос в том, как это сделать, чтобы в неприятную ситуацию не попал ни пациент, ни врач, в случае постановки ошибочного диагноза из-за ограниченных технических возможностей. Нужно определиться с ответственностью в случае форс-мажора: кто ее будет нести — врач или система.
Юридически проблема превращения телемедицинского заключения в диагноз может решаться с помощью электронной цифровой подписи специалиста. Но для этого необходимо закрепить такое право в нормативно-правовых документах.
— Уровень развития телемедицины в регионах позволяет массово проводить онлайн-консультации?
— В принципе инфраструктура есть. Например, телемедицинская связь, позволяющая в самом примитивном варианте реализовать консультацию, есть во всех учреждениях онкологического профиля. Другой вопрос, что сейчас это выглядит так: документы по электронной почте пересылаются в головное учреждение, где дается заключение. Это не современно, анахронизм, но тем не менее это тоже телемедицина.
Нужно выходить на более современные варианты консультаций. Но встает вопрос, во-первых, о видеосвязи, во-вторых, о передаче данных онлайн: КТ, МРТ и т.д. В идеале это должен быть консилиум. Если речь об онкологии — с привлечением патоморфолога, клинициста, лучевого терапевта.
Гораздо более перспективное направление — частные телемедицинские проекты, такие как «СберЗдоровье», «Доктис». Их платформы не привязаны к лечебному учреждению, что значительно упрощает и ускоряет процесс. Промежуточное звено в лице ЛПУ в этой цепочке тормозит принятие решений: из учреждения, в которое обратился пациент, заключение должно прийти в учреждение, которое проведет телеконсультацию.
— Как устроена государственная телемедицина? Например, есть онкобольной в Твери и областной больнице нужно проконсультироваться с НМИЦ в Москве. Сколько времени это занимает?
— Это точно не будет быстро: для такого вида консультаций может понадобиться от 3 до 10 дней. Даже если жестко регламентировать процесс, обязать проводить консультацию за день, возможности специалистов федеральных центров физически ограничены.
Кроме того, тариф ОМС на телемедицину минимальный. (Например, в тарифном соглашении Московского фонда ОМС на 2022 год «консультация врача дистанционным образом, в том числе с применением телекоммуникационных технологий» оценена в 108,22 руб. — Прим. ред.) В плане коммерческой выгоды это, конечно, не интересно ни учреждениям, ни врачам.
— Некоторые ТМ-проекты подключают к процессу искусственный интеллект: алгоритмы, помогающие изучать снимки, отслеживать опасные события. За ними будущее?
— Искусственному интеллекту при анализе медицинских данных всегда нужен контроль специалиста. Он не должен самостоятельно ставить диагноз и назначать лечение.
ИИ позволяет оптимизировать процесс, и этого, на мой взгляд, пока достаточно. Обрабатывая большой объем тех же рентгеновских снимков, алгоритмы существенно снижают рутинную нагрузку врача. Это уже огромное достижение.
— Каких еще технических решений не хватает врачам, на какие технологии есть запрос ?
— Из первоочередных задач в онкологии — внедрение цифровой патоморфологии. У нас колоссальная нехватка квалифицированных патоморфологов в стране. Отсюда задержки в постановке диагнозов по данным биопсии и ошибки. Проекты цифровой патоморфологии есть за рубежом, у нас пока такое решение в разработке.
Нужны также платформы, которые позволяют агрегировать данные. Это огромная, важная и интересная задача, потому что в онкологии генерируется огромное количество информации, статистики, сведений о новых препаратах. И все их нужно апробировать, провести анализ результатов лечения. Эта работа занимает годы, если ее выполнять вручную, с помощью цифровой обработки данных этот период можно сократить до года.
— Какие направления в телемедицине, на ваш взгляд, будут наиболее востребованы в ближайшее время?
— Сейчас задача телемедицины — связать всю огромную страну в один цифровой контур, способный аккумулировать данные по всем пациентам. Это нужно для ускорения принятия решений, снижения количества ошибок, увеличения эффективности терапии, мониторинга исходов и состояния пациентов после лечения. Такая задача стоит сегодня перед системами здравоохранения во всем мире.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.