Так, примерные потери в здравоохранении за 8 лет членства в ВТО законотворцы оценили в 134,2 млрд рублей. Правда, непонятно, на какие расчеты они опирались.
Некоторые экономисты отрицают само наличие таких потерь. «Мы видим, что растет экспорт самых различных российских товаров, и есть некоторые предпосылки для экспорта тех же самых лекарств. Поэтому мне кажется, что эти заявления абсолютно беспочвенны. Я бы не сказал, что мы что-то потеряли», - заявил порталу Medvestnik.ru директор ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Минфина России, заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров.
По всей видимости, идет речь о медицинских изделиях, медицинской технике, так как остальное здравоохранение в России в основном представлено госсектором, рассуждает генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. Он высказался против ограничения членства в ВТО. «Это подстегивает нас к созданию конкурентоспособной продукции, потому что если мы будем ориентироваться только на российский рынок, ничего хорошего из этого не получится, в Советском Союзе мы уже пожили», - категоричен он.
К тому же, по словам экспертов, следует иметь ввиду, что многие виды изделий и фармацевтической продукции не производятся в России. Например, оборудование для фармацевтической промышленности.
Как сказал президент ассоциации «Здравмедтех» Александр Ручкин, в последние годы доля российских производителей на рынке медицинских изделий начала увеличиваться благодаря мерам поддержки. В том числе благодаря приоритету российских изделий над иностранными через так называемое постановление «третий лишний» и субсидиям Минпромторга для предприятий, которые проводят реновацию производств. «Надо понимать, что есть высокотехнологичные медицинские изделия, которым аналогов в России нет. Их надо ввозить, брать лучшие образцы, и тут даже вопросов нет. Но есть достаточное количество изделий, которые российские производители выпускают. И тут имеются признаки недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей», - уверяет эксперт.
Правда, не всегда сами медики хотят выбирать отечественное. «Иногда больницы говорят: мы хотим немецкое, шведское и так далее. Часто им удается объяснить, что наши изделия сертифицированы для Евросоюза и ничем не хуже, но, к сожалению, не всегда», - говорит Александр Ручкин.
Рынок госзакупок медизделий составил в 2016 году в стоимостном выражении около 260-280 млрд рублей. Из этой суммы примерно 50-60 млрд приходится на долю российских предприятий. Федеральная целевая программа по развитию медицинской и фармацевтической промышленности ставит задачу довести долю российских производителей с 20 до 40%. В том числе через преференции для российских компаний и продолжение программ субсидирования. |
В Высшей школе экономики говорят, что в предложении коммунистов рациональное зерно все же имеется. «Мы вступили в ВТО, взяв на себя очень жесткие ограничения. Но в результате по отношению к нам все нормы нарушаются, суд ВТО на нашу сторону пока не встал, и получается "мы сами себя высекли". Думаю, инициатива заслуживает серьезного обсуждения. Нужно взвесить потери и выгоды, пока выгоды не очевидны, а потери налицо», - говорит директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. Правда, в чем именно выражены потери, она не уточнила.
Выход из ВТО для здравоохранения связан с рисками потенциального ограничения импорта и, как следствие, роста стоимости высокотехнологичного оборудования. Наши аналоги до сопоставимого качества просто не дозрели, заявил порталу Medvestnik.ru председатель Комитета по здравоохранению и медицинской индустрии при Московской торгово-промышленной палате, медицинский директор сети клиник «Ниармедик» Олег Рукодайный. «Медицинская техника, на которой работают современные клиники, произведена в странах Европы и США. То есть, делая выбор выходить из ВТО или нет, по сути, надо решить, у какого поколения взять в долг. Сделать плохо нынешнему, лишив его хорошей импортной медицинской техники, но зато дать шанс отечественным компаниям дозреть с высокими технологиями для следующих поколений. Хотя здравый смысл говорит о том, что в случае выхода России из ВТО зарубежное оборудование никуда не денется, просто станет еще дороже из-за повышения пошлин. С другой стороны - отсутствие конкуренции никогда не приводит к глобальным технологическим прорывам», - уверяет он.
К тому же выход из ВТО – это очевидный тренд на снижение доступа к зарубежным финансовым ресурсам и инвестициям. У государства денег на медицинскую инфраструктуру не хватает, а частных инвестиций мало, поэтому остается иностранный капитал, предупреждает Олег Рукодайный.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.