По оценкам экспертов, развитию рынка медизделий в РФ мешают излишняя зарегулированность и недостаток средств. Это стало одной из причин того, что в 2018 г. отрасль не достигла показателей, заложенных в госпрограмме «Развитие медицинской промышленности до 2020 года». Реальная доля локализованной продукции на рынке по состоянию на текущий год составила 21% вместо 40% запланированных.
«Мы до сих пор находимся внизу в списке стран по соотношению затрат на медизделия в пересчете на одного потребителя. Чтобы систему здравоохранения приводить к мировым стандартам, европейским, быть не хуже, нам придется дооснащаться до тех уровней, которые есть в Европе, в Америке. То есть нужно привлекать инвесторов, компании, которые приходят на этот рынок», – призвал Андрей Виленский.
Тем не менее, по его словам, год должен закончиться для участников рынка неплохо. «По 9 месяцам только госзакупки составили больше 190 млрд рублей. Поэтому есть все основания предполагать, что итоговые цифры будут в районе 290 млрд. То есть рынок не падает, он растет такими темпами, которые были заложены – в пределах 4-5%, что соответствует и общемировым тенденциям», – отметил эксперт.
Он высказался за пересмотр сроков регистрации новых медизделий. Сейчас этот процесс занимает до полутора-двух лет, за это время технологии могут полностью обновиться, а сам продукт устаревает.
Тормозом для развития рынка Андрей Виленский назвал также ФЗ № 532, призванный противодействовать обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок, который предусматривает уголовную ответственность за нарушения. «Росздравнадзор в ходе проверок с удовольствием возбуждает уголовные дела. Уголовное дело возбуждается при обороте в крупных объемах, а это более 100 тыс. рублей, то есть под него подпадают абсолютно все. А контрафактными или фальсифицированными МИ становятся, когда хоть одно слово в их инструкции отличается от того досье, которое находится в Росздравнадзоре. Это отпугивает игроков, которые могли бы приходить, люди боятся уголовной ответственности», – подчеркнул он.
«Российским компаниям нужно наращивать объемы по программе импортозамещения. Например, в РФ рынок ухода и заботы о людях старшего поколения с точки зрения МИ от самых простых до самых высокотехнологичных, мягко говоря, не развит. Мне представляется, что это новое направление должно привлечь внимание производителей», – предложила директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович.
В опубликованном на этой неделе Минэкономразвития РФ прогнозе социально-экономического развития России до 2024 г. говорится, что развитие производства медицинской техники будет определяться увеличением инвестиций в основной капитал по направлению «Здравоохранение и предоставление социальных услуг», а также эффективностью реализации мероприятий по модернизации системы здравоохранения и укреплению материально-технической базы медицинских учреждений. Также этому будет способствовать реализация нацпроекта «Здравоохранение», предусматривающего внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов, и продолжение курса на импортозамещение в этой сфере в рамках госпрограммы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.