Накануне Нового года организации, работающие в сфере телемедицины, ждали судьбоносного пакета законодательных актов Минздрава России, в надежде, что они внесут ясность в их деятельность, прописав, что, кому и как можно делать. Но чуда не случилось. Регулятор четко дал понять, что в 2018 г. делает ставку на развитие удаленного консультирования только в формате «врач-врач», об онлайн-диалоге «врач-пациент» говорить слишком рано, а о постановке диагноза на расстоянии и вовсе приказал забыть. Но нигде не написано, что нельзя предоставлять второе мнение, проводить удаленный мониторинг состояния пациента, помогать в подборе медорганизации, корректировке назначений, расшифровке результатов анализов. А все, что не запрещено, - разрешено.
Сегодня эксперты выделяют на отечественном рынке телемедицины две категории игроков: первая охватывает тех, кто обладает ресурсной базой врачей, вторая – тех, у кого нет такой базы (банки, телекоммуникационные компании и т.д.). Первую категорию можно разделить на три подвида: это медицинский колл-центр с лицензией – так называемые онлайн-клиники. Второй – обычные офлайн-клиники, которые предоставляют пациентам возможность удобного общения с врачом, в том числе онлайн. И третий подвид – гибридные клиники, которые оказывают услуги и своим пациентам, и массовому потребителю. Вторую категорию участников рынка - ту, что не обладает ресурсной базой врачей, на данном этапе структурировать рано – она еще не имеет четких очертаний, одно перетекает в другое: агрегатор примеряет на себя роль маркетплейса.
Посчитать емкость зарождающегося рынка тяжело, поэтому эксперты называют «ножницы» от 1 млрд до 18 млрд руб. При этом Ростех считает, что рынок продуктов и услуг для телемедицины в России к 2020 г. достигнет 22 млрд руб. Высшая школа экономики прогнозирует к 2022 г. достижение отметки в 17-45 млрд руб., а Сбербанк и вовсе ожидает 238 млрд руб. Все это подогревает интерес к e-health.
Как начать оказывать телемедицинские услуги? Вебинары с таким названием проводит консультант по вопросам медицинского менеджмента, директор «Петербургского медицинского форума» Сергей Ануфриев. По его словам, за год его слушателями стали более 1000 человек. 90% - представители частных клиник, 10% - крупные государственные федеральные центры, преимущественно многопрофильные. Основной контингент - главные врачи (60%), коммерческие директора, руководители отдела платных услуг (30%), врачи (10%). География: 70% - миллионники, 30% - небольшие города.
«Доминируют запросы на организацию и запуск онлайн-услуг по педиатрии, гинекологии, онкологии, неврологии, репродуктологии, сложным высокоспециализированным видам медицинской помощи», - говорит Сергей Ануфриев.
Ключевую роль в популяризации и распространении телемедицины играют страховые компании. Крупнейшим игроком на этом рынке для страховщиков сейчас является сеть клиник «Доктор рядом», которая взяла на телемедицинское обслуживание портфель клиентов СК «Ренессанс Страхование» и «Согласие», а также всех покупающих кредитное страхование жизни у компании «Сбербанк страхование жизни» (порядка 3,5 млн человек в год).
«Как правило, наши базовые продукты мы модифицируем под запрос партнеров – страховых компаний, - рассказывает сооснователь и руководитель проектов «Педиатр 24/7» и «Онлайн Доктор» Денис Юдчиц. - Создание страховых продуктов - это совместный процесс, в результате которого в ассортименте каждой компании появляются новые уникальные пакеты предложений телемедицинских услуг».
Основной наметившийся тренд – появление отдельных продуктов на базе телемедицинских консультаций, включение телемедицины в качестве дополнительной опции в ДМС и в полисы выезжающих за рубеж.
Рынок привлекателен не только для медицинских СК. В феврале «Сбербанк страхование жизни» сообщила о том, что будет наполнять сервисными составляющими, в том числе нацеленными на улучшение здоровья, свои инвестиционно-накопительные и рисковые программы, а также банковские продукты. «Во всем мире сервисные инструменты позволяют поддерживать маржинальность инвестиционно-накопительных продуктов, - подчеркнул генеральный директор компании Алексей Руденко. – И для нас критически важно увеличивать их клиентскую ценность».
Опыт крупнейшей компании на рынке страхования жизни в России (свыше 9 млн застрахованных) показывает стабильно растущий спрос на медсервисы. Еще год назад «вторым мнением», встроенным в пакет премиальных услуг, пользовались единицы клиентов, теперь же число обращений исчисляется сотнями. В первой половине марта стало известно, что телемедицинским провайдером «Сбербанк страхование жизни» выступит «Доктор рядом». А сеть клиник «Мать и дитя» через онлайн-платформу DocDoc предложит ряд своих медуслуг клиентам компании.
«Благодаря этому партнерству портфель клиентов, прикрепленных к телемедицинскому сервису «Доктор рядом», к 2020 году достигнет 5 млн человек, - поясняет директор по развитию «Доктора рядом» Денис Швецов. - Тогда как общее число таковых по стране составит порядка 7 млн. Совсем скоро мы увидим, как телемедицина будет внедряться во все страховые продукты».
Пока все это происходит за счет средств граждан. Однако то и дело можно услышать предложения поскорее включить телемедицину в программу госгарантий бесплатного оказания медпомощи. В Татарстане МСК «АК БАРС-Мед» год назад создала собственную цифровую поликлинику Ok’Doctor. В феврале этого года она провела телемедицинский «пилот» в ФАП села Большие Кабаны Лаишевского района, чтобы показать преимущества технологии.
«Мы установили в ФАП компьютер с веб-камерой, и врачи нашего сервиса бесплатно консультировали пациентов по кардиологии, эндокринологии, гастроэнтерологии и ревматологии, - вспоминает генеральный директор СК «АК БАРС-Мед», руководитель Ok’Doctor Линар Гарифуллин. - Мы заранее оцифровали их медкарты и загрузили в личный кабинет на портал. В каждой консультации принимал участие фельдшер, то есть использовался формат «врач-врач». Пациенты выразили полную удовлетворенность телеконсультацией, некоторые получили консультации сразу нескольких специалистов. Очень позитивно оценил данный опыт и фельдшер».
В условиях дефицита специалистов в амбулаторно-поликлиническом звене, низкой доступности медицинской помощи в удаленных, малочисленных сельских поселениях телемедицина могла бы стать хорошим подспорьем. Впрочем, по мнению Линара Гарифуллина, серьезным барьером на ее пути к пациенту может стать необеспеченность ФАП и врачебных амбулаторий устойчивой интернет-связью.
Есть и другая сложность - не каждый хороший доктор готов консультировать пациента удаленно.
«Основной стереотип медработников, с которым приходится иметь дело – то, что осмотр в клинике дает значительно больше информации о пациенте, чем общение онлайн, - объясняет директор по медицине сервиса «Мобильный доктор», врач-организатор здравоохранения Альберт Муртазин. - Данные литературы, где эти факты специально анализируются, показывают, что более важен правильный сбор жалоб и анамнеза. Золотым стандартом является метод инструментальной или лабораторной диагностики, а физическое обследование имеет низкую чувствительность при большинстве состояний».
По его наблюдениям, есть несколько категорий врачей, которые пробуют себя в онлайн-формате раньше других: активные интернет-пользователи, ведущие свои блоги и группы в социальных сетях, для которых важно быть на связи с клиентами независимо от расстояния. Вторая категория – врачи, которые хотят разнообразить свою деятельность. Хотя молодые доктора в целом более позитивно настроены к телемедицине и уверенно обращаются с компьютером, коммуникативные навыки у них развиты слабо, а именно они наиболее ценны для онлайн-консультаций.
Источник: Центр медицинских информационных систем и технологий Сеченовского университета
«Ситуация усугубляется тем, что пациенты всегда ожидают решения своей проблемы, в то время как сервисы по телемедицине законодательно ограничены, - резюмирует Альберт Муртазин. - Но мы не лимитированы в информировании клиента и поэтому стараемся объяснить все детали максимально подробно. Поэтому крайне важно, чтобы врач мог все это досконально и спокойно объяснить. Второе наше непременное требование - приверженность доказательной медицине. В нашем сервисе клиент не получит информации о гомеопатии и других методах лечения со слабой доказательной базой».
Потихоньку телемедицинские сервисы начинают экспериментировать с удаленным мониторингом состояния здоровья пациента при помощи индивидуальных приборов, «тревожных» кнопок для пожилых людей. Например, «Доктор рядом» совместно с «КардиРу» дает клиентам возможность самостоятельно, удаленно снимать ЭКГ и получать расшифровку результатов вместе с рекомендацией врача. Однако этот сегмент развивается слабо, с одной стороны, ввиду дороговизны, с другой – из-за препятствий на пути отечественных разработчиков к конечному потребителю; получить регистрационное удостоверение на медицинское изделие – задача не из простых.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.