Накануне Федеральная антимонопольная служба вынесла предостережение руководителю Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаилу Мурашко в связи с его выступлением относительно необходимости ужесточения контроля негосударственных медицинских организаций на Х Общероссийском научно-практическом семинаре «Репродуктивный потенциал России: версии и контрверсии» в Сочи.
Речь шла об угрозах для жизни женщин при дефектах оказания медицинской помощи при прерывании беременности и поступлении пациенток в стационары высокого (II и III) уровня с осложнениями после подобных операций. Для расследования причин сложившейся ситуации Михаил Мурашко также призвал руководителей стационаров сообщать обо всех подобных случаях.
В ФАС расценили призыв усилить внимание к негосударственным клиникам как нарушение положений пункта 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции. «Равноправие форм собственности гарантировано Конституцией РФ. В связи с этим действия, планируемые руководителем Росздравнадзора, могут привести к созданию дискриминационных условий, при которых хозяйствующие субъекты негосударственной формы собственности будут поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами», - говорится в заявлении на официальном сайте ведомства.
К тому же сейчас проводится реформа контрольно-надзорной деятельности, которая в том числе предполагает снижение административной нагрузки на бизнес и уменьшение количества проверочных мероприятий. Как считают в ФАС, подобные действия руководителя Росздравнадзора могут нанести ущерб отрасли и дискредитировать ее цели.
«Лично для меня слова руководителя Росздравнадзора выглядели, мягко говоря, противоречивыми. То есть, с одной стороны, государство все чаще заявляет о сдерживании, снижении административных барьеров и переориентации на эффективный надзор. И тут же громкие заявления представителя государственного ведомства, которые воспринимаются бизнесом особенно остро», – прокомментировал председатель Комитета по здравоохранению и медицинской индустрии при Московской торгово-промышленной палате, медицинский директор сети клиник «Ниармедик» Олег Рукодайный.
По его словам, контроль в отношении частной медицины всегда был избыточным и жестким. «Платная клиника может проверяться до десяти раз в год, при этом одно и то же направление в деятельности организации часто контролируется несколькими надзорными ведомствами. Часто случается, что в одинаковых ситуациях при проверках государственного и частного учреждения, выводы об оценке конкретного нарушения, пусть по факту и не серьезного, будут разными. Применительно к платной клинике его посчитают критическим, а в отношении бюджетного ЛПУ – незначительным», - говорит он.
В Росздравнадзоре назвали сделанные ФАС выводы преждевременными, уточнив, что предложения по профилактике материнской смертности не могут стать основанием для вынесения предостережения. Служба ссылается на тот факт, что если государственные медучреждения при проведении абортов обязательно подают информацию об осложнениях в страховые медицинские организации при оформлении оплаты услуг, то частные клиники вправе этого не делать. При этом на них, как на субъекты малого предпринимательства, сегодня распространяется мораторий на проведение плановых проверок. Отсюда невозможность эффективной профилактики случаев материнской смертности.
Руководитель рабочей группы Комитета по здравоохранению «Опоры России», член правления Ассоциации частных клиник Москвы Алексей Серебряный наличие дискриминации частных ЛПУ при проведении проверок не подтверждает. Но вот факт «особого отношения» признает. «Например, в лицензионном отделе Департамента здравоохранения Москвы до недавнего времени было две очереди: одна для государственных медучреждений, другая - для частных. Что касается проверок, не могу сказать, что до этого времени к частным клиникам было более усиленное внимание, чем к государственным. Другое дело, что это заявление Михаила Мурашко само по себе настораживает, хотя бы просто потому, что у нас вертикаль выстроена так, что любое подобное заявление руководителя может быть воспринято подчиненными как руководство к действию», - считает эксперт.
У членов Ассоциации частных клиники Москвы как у саморегулируемой организации, по его словам, есть некоторые преимущества. Например, она подает списки своих членов в прокуратуру, где осведомлены, что за этими клиниками есть дополнительный контроль. «Мой личный опыт говорит, что совсем предвзятого отношения к частным клиникам нет. Сам процесс формализован. Ну, а какие-то недостатки ведь всегда можно в учреждении найти - при желании можно и к фонарному столбу прицепиться», - отмечает Алексей Серебряный.
Как уточняет медицинский директор и главный врач сети клиник «Семейная» Павел Бранд, предложение Росздравнадзора связано с тем, что государственные учреждения проверяет дополнительно к Росздравнадзору Фонд ОМС, а частные соответственно нет. «Контроля, который проводится при выдаче лицензии, вполне достаточно. Все остальное в принципе не имеет отношения к санитарным нормам, любая частная компания может сдавать смывы из операционных, заключив договор с какой-то независимой конторой, и самостоятельно проходить эти проверки в рамках бизнес-контракта, а не в рамках государственного контроля, как это сейчас делается во всем мире», - прокомментировал он.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.