Сложности оцифровки

10.06.2017
00:00
Медики призывают IT-разработчиков предельно осторожно отнестись к проектам по внедрению искусственного интеллекта в сферу здравоохранения. Иначе может серьезно пострадать качество оказания медицинской помощи.

Революционеры и оппортунисты

Дискуссию о праве современных технологий на жизнь в системе здравоохранения на ежегодной конференции «Яндекса» руководитель сервиса «Яндекс.Здоровье» Григорий Бакунов предварил сентенцией, что в современной медицине фокус все больше смещается с врача на пациента. А точнее, даже на еще вполне здорового человека, которому только в перспективе предстоит столкнуться с болезнями. Основания думать так медгуру интернет-компании видит в росте интереса населения к различного рода персональным диагностическим гаджетам. Получаемые с их помощью данные, по его мнению, должны играть первую скрипку в системе здравоохранения и в сопровождении телемедицинских консультаций решат самый больной для нашей необъятной страны вопрос доступности медицинской помощи.

Однако участвовавшие в разговоре эксперты были более сдержаны в оценках перспектив IT-революции в здравоохранении. Так, руководитель направления «Медицина» в Национальном центре информатизации Александр Корсак предложил вначале дождаться, когда во всех ЛПУ заработает система электронных медицинских карт. Когда «документы пойдут за пациентом», врачи смогут выйти из цейтнота. Того же он ждет от сервисов записи на прием: они станут умнее уличного регулировщика управлять потоками больных, и заторы у кабинетов специалистов рассосутся. А если еще и научатся учитывать общую нагрузку на медорганизации субъектов и правильно готовить пациента к первичному приему, то времени останется вагон и маленькая тележка. Важное условие - медицинский документооборот должен стать юридически значимым, подчеркнул представитель НЦИ.

Генеральный директор и сооснователь компании Medesk Владимир Ковальский выразил надежду, что через 5 лет проблема очередей в ЛПУ решится и без вмешательства программистов. При условии, что врачу не придется каждый раз сталкиваться с новым пациентом, если будет вести наблюдение за здоровьем конкретного круга людей. «А онлайн-сервисы создадут некий слой предклинической медицины», - добавил он.

Минздрав обещает закончить с ЕГИСЗ и обеспечить единую систему документооборота, включая личный кабинет пациента до конца 2017 года. А дальше активно внедрять персонифицированный мониторинг

Заместитель главного врача и главный терапевт АО «Ильинская больница» Ярослав Ашихмин не сомневается в перспективах интерфейса «врач – пациент». «В плане фасада, я уверен, что в 90% случаев это будут чек-листы, и элемент системы поддержки медицинских решений будет реализован. Но важно не это – IT или медсестра (многие вещи действительно не обязательно курировать врачу). Ключевая проблема в том, что такой интерфейс поможет существенно снизить количество медицинских ошибок в простых случаях. А вот в сложных, зависимых от первичного сбора анамнеза, эта система только усугубит ситуацию», - предупредил он.

Элементарно, «Ватсон»

О телемедицинских консультациях в формате врач – пациент всуе не упоминали, несмотря на то что «Яндекс» накануне завершил тестирование своего приложения, а врачебное сообщество активно обсуждает притаившийся в Госдуме тематический законопроект в кулуарах и соцсетях. Видимо, на взгляд разработчиков, это уже вчерашний день. И тем не менее Digital Health впервые на YaC 2017 было отведено второе почетное и последнее место – большой зал был отдан гуру маркетинга и медиа.

Вовлеченная в дискуссию о цифровой медицине профессор и декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова назвала самым важным инструментом, появившимся за последние 5-7 лет в цифровом здравоохранении, IBM Watson и попросила IT-шников быстрее сделать потоковый шлюз, пройдя через который на входе в офис, ты получишь все данные о параметрах своего здоровья на компьютер или смартфон. И тогда все медицинские кольца-браслеты-датчики в одночасье отомрут, как некогда пейджер или «дискета». 

Под капот «Ватсона» из присутствовавших в немаленькой аудитории довелось заглянуть только доктору Ашихмину. «Это дебютник, - успокоил всех он. - Если рядом с вами лежат последние клинические рекомендации, и вы их умеете читать, то 99% решений, которые вы принимаете, и то, что говорит "Ватсон", – идентичны». Поэтому самое важное достижение последних лет, на его взгляд, в том, что специалисты научились закладывать в мозг компьютера правильную информацию. «Единственный вариант понять, как нужно правильно лечить, сделать проспективное рандомизированное плацебо контролируемое исследование. Этот массив данных начал накапливаться 7-10 лет назад, и сейчас мы живем в эру, когда, получив первую базу результатов, можем правильно спланировать клинические исследования. Цифровизация меняет медицину так быстро, как она не менялась никогда», - констатировал Ярослав Ашихмин.

Блокчейном по качеству

Спор об оценке качества современной медицинской помощи выиграл тоже он. Александр Корсак согласился, что пациентские «лайки» свидетельствуют лишь об удовлетворенности пациента, а оценивать качество медицинской услуги должны эксперты или экспертные системы. «И IT надо двигаться в сторону как минимум появления интеллекта в инструментах и информационных системах, развивать в них навыки контроля за исполнением протоколов лечения, клинических рекомендаций. Они должны выполнять предварительную оценку качества оказания медпомощи в соответствии с действующими КР и своевременно предупреждать врача о возможных рисках при принятии тех или иных решений. Это повысит качество оказания медпомощи», - уверен он.

Но Ярослав Ашихмин назвал ключевое слово под бурные аплодисменты аудитории – «блокчейн». Обладающая памятью децентрализованная сеть, по его мнению, позволит непредвзято оценивать качество медпомощи и может даже валидизировать транзакции, которые делают различные врачи.

Владимир Ковальский заметил, что больше других обсуждаются вещи, которые лежат на поверхности:  онлайн-консультации, электронная запись к врачу, ЭМК. «Но на рынке здравоохранения очень много участников: фарм- и страховые компании, корпораты, которые заказывают медосмотры… Так что не надо думать, что свет сошелся клином на трех направлениях, которые сейчас в тренде. Надо общаться с врачами, смотреть, что происходит за рубежом», - посоветовал он коллегам.

Остудить пыл IT-разработчиков поспешил Ярослав Ашихмин, призвав их предельно осторожно отнестись к проектам по внедрению нейронных сетей в медицине. Поскольку они на 100% зависят от тех данных, которые в них загружают, минимум 2-3 эксперта должны засвидетельствовать корректность этой информации. То есть проблемы уже возникают не только с недообучением нейронных сетей, но и с их переобучением.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.