Правительство в очередной раз вносит коррективы в закон об ОМС. Текст поправок к проекту федерального закона № 875655-7 есть в распоряжении «МВ», для общественного обсуждения документ не опубликован.
Согласно законопроекту, нововведения коснутся возможности клиник расходовать средства, полученные за оказание медицинской помощи застрахованным в системе ОМС пациентам после проведения контроля объема, сроков и качества оказанных услуг. Документ закрепляет за медучреждениями возможность потратить «выручку» по направлениям, не предусмотренным программами ОМС, и в то же время фактически запрещает вкладывать средства в оплату основных материально-технических нужд. Ранее о проблеме написал «Коммерсантъ».
Так, медорганизации не смогут направить средства на капитальные вложения, приобретение недвижимости и транспорта, на уплату процентов и погашение основной суммы долга по целевым кредитам и займам, а также на покупку ценных бумаг и акций.
Группа компаний «МедИнвестГрупп» («МИГ») обратилась к правительству с просьбой пересмотреть порядок расходования средств, вырученных в рамках ОМС, еще в июне 2020 года. В письме вице-премьеру Михаилу Мишустину (есть в распоряжении «МВ») генеральный директор компании «МИГ» Елена Архангельская выделяла невозможность вкладывать средства ОМС в закупки оборудования, возврат заемных средств, строительство и реконструкцию зданий как «препятствие для развития медицинской отрасли».
Требование бизнеса поддержали в Минздраве, Минфине, Минэкономразвития и Банке России (экземпляры писем о согласовании проекта поправок есть в распоряжении «МВ»). Во время рабочих заседаний предложение также одобрили Комитет Госдумы по охране здоровья и собственно ФОМС, рассказал «МВ» источник из числа крупных игроков частного медицинского бизнеса.
Тем не менее в последней на данный момент версии поправок требование «МИГ» удовлетворили лишь формально, прописав в законе возможность тратить средства по направлениям, не предусмотренным программами ОМС. При этом медучреждения все равно не смогут направить заработанное на собственное развитие.
«МВ» направил запросы в Минздрав и ФОМС с просьбой объяснить изменение позиции регуляторов по расходованию средств ОМС на капитальные вложения и обновление материально-технической базы и прокомментировать, как вступление изменений в силу скажется на инвестиционной привлекательности частной медицины и вследствие этого — доступности медицинской помощи.
По мнению президента компании «МИГ» Сергея Нотова, вывести медицинскую инфраструктуру из критического состояния можно в течение пяти лет, однако для этого регулятор должен кардинально поменять подход к реформированию системы ОМС.
«Снятие всех и любых запретов расходования честно заработанных средств в системе ОМС станет безусловным драйвером для масштабных финансовых инвестиций как банковской системы, так и крупных российских корпораций. Вот что нужно делать в первую очередь», – объясняет Нотов.
Если поправки будут приняты в последней версии, они поставят крест на частных инвестициях в российское здравоохранение, считает председатель правления Медицинского института им. Березина Сергея (МИБС) Аркадий Столпнер. По его словам, за 18 лет МИБС вложил в свои проекты более 20 млрд руб., в планы компании на 2021 год входит строительство новых центров, однако новеллы в законодательстве о медицинском страховании заставили задуматься о возможности продолжать инвестирование.
«Доля государственного финансирования в некоторых частных медицинских центрах, особенно в предоставляющих уникальные услуги, в 2020 году превысила 50—70%. Мы тратим средства эффективнее, чем государственные медорганизации, но при этом сталкиваемся с невозможностью направить заработанное на капремонт, закупку новой техники, на новые проекты. И при этом очень много говорится о том, что от бизнеса ждут новых дорогостоящих и высокотехнологичных центров. На выходе мы получили документ, фактически «убивающий» инвестиции», – заявил Столпнер.
Ранее позицию ФОМС по расходованию средств ОМС в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП) комментировала председатель фонда Елена Чернякова. По ее словам, положение о гарантии возмещения затрат за счет бюджета ОМС должно быть исключено из соглашений о ГЧП. Закон об ОМС регулирует только оплату медицинской помощи по страховым случаям, других обязательств у системы нет, если ожидания концессионеров по доходности ГЧП-проектов не оправдаются, возмещать риски инвесторам нужно из бюджета субъектов, настаивает Чернякова.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.