Базой для объединения должно стать также формирование медицинских округов внутри регионов. О расходах на реорганизацию и создание единых диспетчерских в письме не говорится: вероятно, в министерстве предполагают, что затраты должны понести регионы, поскольку здравоохранение относится к их полномочиям.
Документ имеет рекомендательный характер, хотя 23 июля 2018 г. министр сообщила президенту: «Мы к 2021 году создадим во всех регионах страны центральные диспетчерские (на самом деле половина регионов уже их имеют), которые фактически соединят скорую наземную помощь и скорую санавиацию».
По просьбе портала Medvestnik.ru письмо Минздрава комментирует заведующий кафедрой скорой медицинской помощи и хирургии повреждений ПСПбГМУ им. И.П. Павлова, директор Института сестринского образования Ильдар Миннуллин.
– На протяжении последних лет рабочая группа под руководством главного внештатного специалиста по скорой медицинской помощи Минздрава России С.Ф. Багненко целенаправленно занималась анализом состояния СМП в регионах. Мы пришли к выводу, что необходимо совершенствовать организацию этой помощи. В результате была сформирована концепция, которую поддержало руководство Минздрава. Основные ее положения рассматривались на профессиональных площадках разного уровня и, конечно, обсуждались непосредственно с министерством. Как официальный документ эта концепция еще требует доработки, но некоторые ее положения нужно внедрять уже сейчас, поэтому в регионы и было направлено письмо.
В нем содержатся рекомендации об объединении в единое юрлицо в пределах региона служб СМП и медицины катастроф. Это рекомендательная позиция, потому что структуру системы здравоохранения на местах определяет субъект Федерации. Но такова выверенная и, можно сказать, выстраданная позиция, потому что при ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф, терактах эти две службы работают в тесной взаимосвязи. Иногда возникает необходимость одномоментного направления к месту ликвидации последствий ЧС нескольких десятков выездных бригад скорой помощи, но служба медицины катастроф такими силами не располагает, у ее подразделения в регионе зачастую имеется только несколько бригад, которые находятся в режиме ожидания и готовности. Мы можем определенно сказать, что и кадров там не так много. Поэтому если случается ЧС, для ликвидации ее последствий всегда привлекается служба СМП.
Сегодня руководству регионов дано право принимать решение: нужно им две параллельные структуры или для экономии средств и повышения оперативности следует объединить их? Но это не директива, потому что в каждом регионе – свои особенности организации службы. Например, в Петербурге служба медицины катастроф изначально является структурным подразделением городской станции скорой медицинской помощи. А в ряде регионов (Пермский край, Нижегородская, Свердловская области и др.) служба медицины катастроф юридически отделена от СМП. Если регион считает нужным объединить их, следуя этому документу, то Минздрав поддерживает это и считает целесообразным.
В последние годы в ряде субъектов РФ по решению региональных властей уже произошло объединение служб скорой медицинской помощи и медицины катастроф и созданы их единые региональные центры. В письме рекомендовано создание единой системы диспетчеризации службы СМП для региона.
В типичном для России субъекте РФ, как правило, есть городская станция скорой медицинской помощи, находящаяся в административном центре, и районные подразделения службы. В большинстве мест это отделения СМП при центральных районных больницах, включающие несколько бригад, которые подчиняются главному врачу медучреждения и обслуживают только свой район. Случается, что житель приграничного с городом района набирает службу 03, попадает в свое районное отделение скорой медицинской помощи при ЦРБ, а в это время бригады этого отделения могут уехать на вызовы за десятки километров и свободной может просто не быть. При этом в нескольких километрах – граница города, где есть наготове бригады другой медорганизации, но поехать из города в район – на территорию ответственности другого учреждения – сегодня, при старой системе организации, весьма проблематично. В результате сроки обслуживания вызова и медицинской эвакуации увеличиваются. Если будет создана единая служба диспетчеризации и станции (отделения) СМП вместе с территориальным ЦМК также объединятся в одно юрлицо, этот процесс будет регулироваться из одного центра. С помощью системы автоматизированной диспетчеризации можно оперативно принять решение о том, куда послать свободную бригаду. Объединенная структура и единая диспетчеризация обеспечат возможность маршрутизации пациента в рамках построения трехуровневой системы здравоохранения субъекта Федерации.
Изложенные в письме рекомендации по развитию СМП – далекоидущая программа: ведь служба скорой помощи, по сути, обеспечивает первый контакт пациента, нуждающегося в экстренной медицинской помощи, с медработниками бригады скорой помощи и последующую медицинскую эвакуацию в профильный стационар. Представьте себе, что в отдаленном населенном пункте человек получил тяжелые травмы. Сейчас бригада может только привезти его в ближайшую районную больницу, находящуюся за 100 км и более от административного центра. Но там только один хирург и один терапевт. Хирург в одиночку не может справиться с этой задачей, а врача анестезиолога-реаниматолога зачастую нет. Понятно, что говорить о качественной экстренной медицинской помощи в таком случае не приходится. Благодаря централизованной системе диспетчеризации руководитель объединенного центра СМП и медицины катастроф получает информацию о таком пациенте уже на этапе оказания скорой помощи (до доставки в стационар) и принимает решение о медицинской эвакуации в больницу второго или третьего уровня по трехуровневой системе здравоохранения. В этом случае для медицинской эвакуации может быть привлечена выездная бригада анестезиологии-реанимации либо авиамедицинская бригада скорой помощи. Это касается больных с экстренными заболеваниями, угрожающими жизни (в частности, это глубокие и обширные ожоги, спинальные, тяжелые черепно-мозговые травмы, тяжелый деструктивный панкреатит, кома неясной этиологии, сочетанные травмы, сопровождающиеся шоком, и другие). Я уже не говорю об инсультах и инфарктах: в ближайшей районной больнице, где нет первичного сосудистого отделения и тем более регионального сосудистого центра, где отсутствует компьютерный томограф и ангиограф, невозможно обеспечить современные методы лечения этих заболеваний. Выездная бригада прибывает на место вызова, оценивает ситуацию, принимает решение о транспортировке, которую правильнее называть медицинской эвакуацией (т.к. в пути следования оказывается скорая медицинская помощь), и везет пациента не в ближайшую больницу, а в медицинскую организацию второго или третьего уровня. Там больному должен быть оказан исчерпывающий объем медицинской помощи в соответствии с порядками ее оказания и клиническими рекомендациями.
При существующей системе это чрезвычайно сложно сделать. Бригада из районной больницы повезет к себе «тяжелого» больного, о поступлении которого профильные стационары административного центра субъекта РФ, как правило, не бывают извещены или извещаются несвоевременно, спустя длительное время, когда у пациента уже развились осложнения. Этого можно избежать, если информация сразу передается в региональный центр СМП и медицины катастроф, откуда к месту вызова или навстречу бригаде, которая везет пациента, готова выехать специализированная бригада скорой помощи. Она и доставит пациента напрямую в медорганизацию второго или третьего уровня, без промежуточной госпитализации в ближайшую больницу. Так в общем виде выглядит современная система организации скорой медицинской помощи и медицинской эвакуации.
Одно из положений письма предусматривает создание в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. И.П. Павлова центра по повышению квалификации преподавателей, обучающих диспетчеров СМП. Важно, какое решение примет диспетчер, который получает вызовы и общается с пациентом или его родственником. Он должен понимать, что такое маршрутизация, медицинская эвакуация, трехуровневая система здравоохранения. А для этого его надо учить, а значит, учить его учителей.
Я, как директор Института сестринского образования и руководитель кафедры скорой помощи, понимаю, что сегодня диспетчеры скорой медицинской помощи – это или фельдшеры, или медсестры, т.е. лица со средним медобразованием, которые повышают свою квалификацию в медучилищах или медколледжах. Там должны быть созданы циклы тематического усовершенствования для лиц, которые переходят с работы в выездной бригаде на работу диспетчером. Они опытные люди в плане неотложной медицины, но общение с пациентами, умение разговаривать, задавать вопросы, в том числе наводящие, требуют дополнительной подготовки.
Мы разрабатываем 36-часовую программу обучения для преподавателей медицинских колледжей и училищ, которых самих надо учить. Зачастую они несведущи в вопросах скорой медицинской помощи. Диспетчеры этого не знают, а преподаватели – тем более. Минздрав по нашей просьбе разослал в регионы письма с целью определить потребность в таком обучении. Как только поступит такая информация, мы готовы сразу же взяться за эту работу.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.