Цель медицинской реабилитации - в восстановлении не только здоровья в медицинском понимании этого термина, но и в возвращении полноценной работоспособности людей после перенесенных либо врожденных заболеваний. Этим медицинская реабилитация отличается от санаторно-курортного лечения, которое направлено на восстановление здоровья, профилактику и лечение хронических заболеваний у трудоспособных пациентов, не имеющих ограничений в физических и прочих возможностях.
«В России медицинская реабилитация - пока развивающееся направление. План лечебно-реабилитационных мероприятий может быть рассчитан на несколько недель и даже месяцев. В работе с каждым пациентом участвуют множество, зачастую больше десятка, высококвалифицированных врачей и других специалистов (психологи, дефектологи и пр.), используется большое количество сложного и дорогостоящего медицинского оборудования. Но пока очень немногие отечественные медучреждения способны предложить объем медицинских услуг, соответствующий западной профильной реабилитационной клинике по объему оснащения и по кругу задействованного персонала», - рассказал «МВ» медицинский директор Ассоциаций оздоровительного туризма Михаил Данилов.
Наиболее состоятельным слоям населения на выручку приходят иностранные учреждения. Среди стран, традиционно готовых предложить россиянам высокий уровень услуг медицинской реабилитации, – Израиль, Германия и США, а также Франция, Швейцария и Австрия. По данным АОТ, в последнее время увеличился поток медицинского туризма в страны Восточной Европы (Венгрию, Чехию, Словакию и Словению), а также в Китай и Южную Корею. Однако в цифрах поток невелик – не более 10 тысяч граждан в год. Причина очевидна – высокая стоимость услуг: курс медицинской реабилитации в иностранной клинике может обходиться в десятки, и даже сотни тысяч долларов. Есть также сложности, связанные с транспортировкой пациентов, с языковым барьером.
По данным Российского научного центра медицинской реабилитации и курортологии Минздрава, после получения стационарной помощи нуждается в медицинской реабилитации в стационарных условиях пятая часть взрослых пациентов. В структуре потребности превалируют пациенты с болезнями системы кровообращения, включая цереброваскулярные заболевания, - 55%, болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ – 45%, болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани – 41%. После оказания амбулаторной медицинской помощи нуждаются в медицинской реабилитации в амбулаторных условиях более 50% взрослых пациентов. Так, в реабилитационных процедурах нуждаются пациенты с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани – 95%, болезнями эндокринной системы, расстройствами питания и нарушениями обмена веществ – 89%, болезнями системы кровообращения, включая цереброваскулярные заболевания, - 86%.
Осознавая дефицит качественного предложения со стороны государства, рынок постепенно начинают осваивать частные сети. В конце декабря о начале реализации проекта по развитию сети многопрофильных реабилитационных центров заявила компания IMG Russia, «дочка» прибалтийского холдинга IMG. Сеть будет работать под брендом МЦР (Междисциплинарный центр реабилитации). Флагманский объект сети с общей суммой инвестиций в размере 5 млн евро откроется в Москве в феврале 2017 года. В рамках проекта в тестовом режиме уже открыто детское отделение МЦР в районе Рублевского шоссе. Далее компания намерена выйти в регионы. Всего в течение следующих 5 лет МЦР хочет открыть еще 3 клиники - в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Воронеже. Специализация московского МЦР - восстановление взрослых пациентов после онкологических заболеваний, инсультов, аварий, травм, ампутаций, а также других тяжелых заболеваний и операций. «Емкость рынка частной реабилитации велика. По нашим оценкам, его объем превышает 125 миллионов евро в год», - отмечает руководитель медицинских проектов IMG Russia Александра Славянская.
В ноябре прошлого года о запуске инвестиционного проекта на основе государственно-частного партнерства объявил санкт-петербургский «Медицинский центр XXI век». Совместно с Ленинградской областью он построит реабилитационный центр в городе Коммунаре. Подписание концессионного соглашения на строительство центра с общим объемом инвестиций в размере 2,8-3 млрд рублей планируется в 2017 году.
Не менее значимую заявку на участие в этом «пироге» делает еще один крупный представитель рынка – группа компаний «Медси». «Базовым учреждением по медицинской реабилитации является подмосковный актив «Отрадное», в котором проведена модернизация санаторного комплекса, расширена медицинская база. На реабилитацию госпитализируются пациенты после острых нарушений мозгового кровообращения, ангиопластики и коронарного стентирования, после перенесенного инфаркта миокарда и аорто-коронарного шунтирования, травм периферической нервной системы, декомпрессионных операций на позвоночнике, эндопротезирования суставов и другие. Поскольку реабилитационный центр «Отрадное» включен в схему маршрутизации между организациями при оказании медпомощи на втором этапе медицинской реабилитации пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения и острым коронарным синдромом в Московской области, помощь там получают и пациенты с ОМС», - рассказала «МВ» директор департамента медицинской реабилитации группы компаний «Медси» Елена Гусакова.
Задача по формированию в каждом субъекте РФ современной системы реабилитационной помощи с использованием ресурсов санаторно-курортных организаций обозначена в государственной программе «Развитие здравоохранения» в рамках отдельной подпрограммы «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей». В рамках этой программы в 2016 году эту помощь должны были получить уже 12% нуждающихся. В 2011 году этот показатель составлял лишь 1%, а к 2020 году должен достичь не менее 25%. Но нужны кадры, специалисты, ресурсы.
«Я общаюсь со многими российскими врачами. Все видят потребность в таком развитии, но не все решаются, потому что это тяжело по финансовым и организационным причинам. Самим коммерческим клиникам трудно создавать реабилитационные центры, хорошо оснащенные, с достаточным количеством специалистов. В Нижнем Тагиле есть замечательный многопрофильный центр, созданный в кооперации бизнеса с государством. Учредитель вложил в него не один собственный миллиард рублей, но бизнес-ангелов, готовых инвестировать миллиарды в реабилитацию, мало», - отмечает в интервью «МВ» директор по развитию «Медицинского центра XXI век» Дмитрий Седеньков.
Необходимость «отбивать» затраты объясняет и уровень цен. Так, например, в амбулаторном центре санкт-петербургского «XXI век» средняя стоимость десятидневного курса реабилитации около 45 тыс. рублей. Это минимум в два раза выше общегородских цен.
В России пока не привыкли к мысли, что реабилитация - такой же дорогостоящий процесс, как и лечение, считают эксперты рынка. А поскольку он еще и длительный, то суммарные затраты на эти цели возрастают. Некоторые виды реабилитации раньше финансировались по квотам на высокотехнологичную медицинскую помощь. Но с 2017 года порядок финансирования ВПМ изменился. «Квоты ВМП финансировались напрямую из федерального и частично из регионального бюджетов. Сейчас они введены в структуру ОМС и будут финансироваться из бюджета ФОМС. Но, как мы знаем, тарифы ОМС ничтожно малы. И как это будет все реализовано на практике, никто не знает, так как сами тарифы пока разрабатываются», - отмечает медицинский советник Междисциплинарного центра реабилитации Дарья Решетник.
Учреждениям санаторно-курортного комплекса сейчас заниматься медицинской реабилитацией и превращать это направление в основной профиль своей деятельности невыгодно. «Те санатории, которые работают сегодня по программам реабилитации, фактически работают по себестоимости. И хотя тарифы на реабилитацию выше, чем просто на санаторно-курортное лечение, все равно это 2-2,5 тысячи рублей в сутки. А ведь при медицинской реабилитации с пациентом работает целая команда специалистов. Плюс затраты на оборудование. Оснащение санаторного комплекса специальным оборудованием, подъемниками автоматически повышает ценник и параллельно сужает спектр потенциальных его клиентов, которые хотели бы просто приехать поправить здоровье, не нуждаясь при этом в реабилитационных мероприятиях», - говорит директор маркетингового агентства санаториев «Виват здоровье» Марина Шевчук.
Эксперты подчеркивают: отсутствие грамотной и эффективной медицинской реабилитации в России - многофакторная проблема. Как ни странно, на законодательном уровне все не так плохо. Есть приказ Минздрава №1705н, есть стандарты оказания медицинской помощи, согласно которым практически при всех заболеваниях пациенты могут получить медицинскую реабилитацию. «При том, что в тех же стандартах медицинской помощи реабилитация указана как обязательный компонент лечения, количество врачебных ставок для осуществления реабилитации не соответствует реальным потребностям. На практике мы сталкиваемся с колоссальным недостатком или даже полным отсутствием стационарных и амбулаторных отделений реабилитации; нехваткой медицинского персонала - реабилитологов, кинезитерапевтов, инструкторов ЛФК, массажистов, логопедов, эрготерапевтов, психологов», - отмечает директор по маркетинговым коммуникациям Междисциплинарного центра реабилитации Дмитрий Борисов.
Нет адекватных образовательных программ для врачей. Итог - врачи не знают о возможностях реабилитации, о необходимости активной ранней реабилитации, поддерживающей, профилактической реабилитации. А если и знают, то не вполне понимают, как ее применять. Не хватает реабилитационного оборудования, и, как правило, за очень редким исключением оснащение отделений реабилитации рядовых ЛПУ позволяет заниматься только лечебной физкультурой, массажем и физиотерапией. Практически нет дорогостоящего оборудования с биологической обратной связью, которое позволяет проводить активную (с точки зрения вовлечения пациента) реабилитацию.
«Только применение активной реабилитации с высокотехнологичными методами способно восстановить функциональную деятельность, скажем, у больного, перенесшего инсульт. При этом мы до сих пор никак не оцениваем эффективность проводимой реабилитации, отсутствует контроль качества оказываемой помощи и качества жизни пациентов. Например, спросите рядового ортопеда или невролога, что такое эрготерапия? Вразумительный ответ дадут менее 2% специалистов», - резюмирует Дмитрий Борисов.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.