Разорительные гастарбайтеры

08.11.2016
00:00
Прежде чем всерьез обсуждать необходимость лишения бесплатной медицинской помощи тех россиян, которые не платят взносы в Фонд ОМС, властям РФ не мешало бы решить проблему с нагрузкой на бюджет здравоохранения со стороны иностранных граждан.

Рожать подано

По оценкам экспертов, на оказание экстренной медицинской помощи жителям других стран Россия тратит ежегодно миллиарды рублей, при этом даже трудовые мигранты, которые обязаны приобретать полисы ДМС, зачастую лечатся за казенный счет.

Согласно данным Росстата, в 2015 году в РФ прибыло 598 617 граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья, при этом убыло лишь 353 233 человека. И подобное сальдо отмечается уже на протяжении многих лет.

Многие из оставшихся в нашей стране иностранцев подвизаются в качестве трудовых мигрантов, и для них легальное трудоустройство с 1 января 2015 года стало возможным только при наличии полиса ДМС или заключения договора между работодателем и медицинской организацией о предоставлении работнику платных медуслуг. Но эта норма закона, а также введенный с 1 мая 2016 года штраф за отсутствие полиса не решили проблему медицинского страхования гастарбайтеров. А тем более членов семей пребывающих в России иностранных граждан, которым, согласно постановлению Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 186, медицинская помощь в экстренной форме при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента, а также скорая, в том числе скорая специализированная помощь, оказывается медицинскими организациями бесплатно.

Как рассказал «МВ» президент Межрегионального союза медицинских страховщиков Дмитрий Кузнецов, ситуации с беременными иностранками, которые приходят рожать в российские больницы, давно уже перестали быть чем-то из ряда вон. «Главные врачи на условиях анонимности сообщают, что такие случаи составляют от трети до половины всех родов в ряде регионов, где проблема с мигрантами наиболее остра. Официальной статистики на этот счет, естественно, нет, как нет ее по другим видам медицинской помощи, оказываемой иностранным гражданам, не застрахованным в системе ОМС», - отметил он.

По его словам, в результате, когда возникает вопрос, кто должен платить ЛПУ за оказанные услуги, эту ношу по умолчанию взваливают на себя региональные бюджеты, которые перечисляют в территориальные фонды ОМС взносы за неработающих граждан. «Однако процесс этот долгий и нудный, поэтому главные врачи пытаются, к сожалению, любыми доступными способами размазывать эти расходы на других пациентов», - добавил Дмитрий Кузнецов.

Главный врач Государственного автономного учреждения здравоохранения Тюменской области «Консультативно-диагностический центр» Евгений Чесноков подтвердил, что дело обстоит именно так. «Гражданки из других государств специально едут рожать в наш регион. Это дело поставлено на поток. А государство все оплачивает», - рассказал он.

Фиктивный ДМС

Представители региональных администраций не смогли оперативно назвать суммы расходов на лечение мигрантов без полиса медстрахования. Вице-мэр Москвы, на которую совместно с Московской областью приходится 35% миграционного потока в РФ, Леонид Печатников заявлял в 2013 году, что город тратит на эти цели до 2,5 млрд рублей в год.

Минздрав весной текущего года предпринял попытку сократить расходы на иностранцев, предложив поправки к закону о порядке въезда в РФ, запрещающие гражданам других государств пребывание в стране без медицинского полиса со сроком действия не меньше трех месяцев и лимитом страхового покрытия в 2 млн рублей, что могло бы с лихвой покрыть расходы на оказание медпомощи в экстренных и неотложных формах. Однако в этом случае цена полиса для миллионов нерезидентов России, включая трудовых мигрантов из республик СНГ, оказалась бы неподъемной -от 10 тыс. рублей и выше.

Сейчас, согласно вступившему в силу с 1 июня указанию Банка России, минимальная сумма страхового покрытия для иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в РФ по патентам, должна составлять не меньше 100 000 рублей. Подразумевается, что за скромные деньги - 3900 рублей в Москве и Московской области и 3600 рублей в большинстве остальных регионов России – иностранец получит почти полный набор услуг, оказываемых российским гражданам в рамках программы ОМС. Однако по факту такая страховка по ДМС больше похожа на фикцию, на справку для получения патента и не позволяет сократить бюджетные расходы на лечение гастарбайтера.

И хотя онлайн-сервисы по продаже таких полисов обещают трудовым мигрантам за 4–4,4 тысячи рублей страховое покрытие на 350–450 тысяч, включая первичную медико-санитарную и специализированную медицинскую помощь в неотложной форме и даже репатриацию останков, по словам заместителя гендиректора «СОГАЗ-Мед» Сергея Плехова, в реальности дело обстоит совершенно иначе. «По сути, собираются взносы за бумажку, которая формально позволяет получить трудовой контракт, но зачастую не гарантирует никакой медпомощи. Но страховые компании можно понять, они не хотят рисковать, выдавая реальные полисы ДМС людям, не прошедшим медицинское обследование, не имеющим какой-то истории с перспективой попасть на выплаты. Поэтому, если иностранец с таким псевдополисом попадает в больницу, затраты по его лечению в конечном счете ложатся на бюджет», - пояснил он.

Сергей Плехов добавил, что власти обеспокоены этой ситуацией и ищут решение. Сейчас этим вопросом активно занимаются ЦБ и  Минэкономразвития совместно с объединениями страховщиков.

Доцент кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Боярский считает, что, если иностранец официально трудоустроен и работодатель отчисляет за него взносы в социальные фонды, то он должен быть застрахован в системе ОМС и иметь право на получение тех же медуслуг, что и граждане РФ по программе госгарантий. «ДМС должно использоваться в качестве дополнения, например, может быть частью соцпакета при приеме на работу и не должно ставиться на один уровень с ОМС. К сожалению, сегодня эти программы медицинского страхования никак не интегрированы, то есть добровольное не является дополнением к обязательному, зачастую они дублируют друг друга. Но, видимо, это не самая тяжелая проблема для нашей системы здравоохранения, поэтому она до сих пор не решена», - резюмировал он.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.