Провайдер воли Минздрава

11.10.2019
11:35
Эксперты разъяснили смысл предложения Президента РФ Владимира Путина о создании госкорпорации для управления отраслью. Стоит цель поднять полномочия по охране здоровья населения на федеральный уровень. При этом возможно изменится роль и функционал страховых компаний как регуляторов финансовых потоков и контролеров деятельности медицинских организаций.

Ветер перемен

«В свое время было предложение сделать Федеральный фонд ОМС по типу Пенсионного фонда федеральной структурой с полной ответственностью за финансовые обязательства ТФОМС, то есть за финансирование региональных медицинских организаций, но оно не прошло. Если госкорпорация эту проблему решит, я бы поддержал такое предложение», – сообщил порталу Medvestnik.ru директор Центрального НИИ организации и информатизации здравоохранения (ЦНИИОИЗ) Минздрава России, академик РАН Владимир Стародубов.

Таким образом, изменится система управления здравоохранением, встанет вопрос о передаче региональных объектов в федеральную собственность. «Система ОМС должна как-то вписаться в эту схему. Это тоже нужно продумывать», – отметил он.

Государственные корпорации – организационно-правовая форма некоммерческих организаций,  созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций – появились в России в 1999 году. Статус предполагает существенно меньший контроль со стороны госорганов, требования к раскрытию информации о деятельности. При этом в отличие от ФГУП имущество, переданное Российской Федерацией в госкорпорацию, является ее собственностью.

Заведующая кафедрой экономики и управления в социальной сфере Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, профессор Лариса Габуева не считает, что создание госкорпорации отяготит бюджет здравоохранения: «Вряд ли потребуются большие затраты, если это просто новая организационно-финансовая модель, которая немого пересмотрит роль страховых медицинских организаций (СМО) и страховой медицины. Основная цель: стратегия по централизации отрасли для решения задач, поставленных в рамках национальных проектов. Таким образом, формируется единая вертикаль управления, которая включает единство информационного ресурса, что позволит централизованно собирать статистическую, экономическую информацию о расходах в сфере здравоохранения, данные о заболеваемости, уровне потребления медицинских услуг разными половозрастными группами».

Она также считает маловероятным возврат к полностью бюджетному финансированию сферы здравоохранения: «Когда появилась «ГК Ростатом», никаких серьезных изменений на знаковых объектах отрасли не произошло, но было усиление роли государства как направляющего звена. Вряд ли появление госкорпорации затронет организационно-правовую форму медучреждений. Хотя, может быть, настало время дать большую самостоятельность ряду медицинских организаций, но их перечень в  моем представлении достаточно ограничен и, наверное, речь не идет о первичном звене», – добавила Лариса Габуева.

Госкорпорация в здравоохранении, на ваш взгляд:

Основатель и первый директор ФОМС Владимир Гришин тоже не видит в этой идее возврата к советской модели здравоохранения. Но, чтобы быстро превратить сложившуюся систему в госкорпорацию, управленцев государственного масштаба сегодня нет, говорит он. «Вести разговор о создании госкорпорации рано, пока не будут решены системные проблемы отрасли: огромная платность в системе ОМС, тарифы ниже себестоимости оказываемых услуг, отсутствие лекарственного страхования. Придется отказаться от страховых компаний, пересмотреть вопросы контроля качества медицинской помощи», – полагает Владимир Гришин.

Ось нацпроекта

По мнению председателя консультационного совета Центра развития здравоохранения Московской школы управления СКОЛКОВО, советника по индустрии здравоохранения Сбербанка Юрия Крестинского, госкорпорация, если она будет создана, могла бы работать как провайдер воли Минздрава как нормативно-правового регулятора с функциями исполнителя тех решений, реализация которых сейчас затруднена из-за сложностей во взаимодействии между центром и регионами. Теоретически ей могут быть переданы функции других госкорпораций, так или иначе связанные с вопросами управления структурой здравоохранения, считает он.

«Уровень управленческих компетенций в области здравоохранения сильно отличается от региона к региону. Не более 20 субъектов РФ, по усредненным оценкам, способны реализовывать задачи, которые сформулированы в концепции и стратегии развития отрасли в рамках национальных проектов. На федеральном уровне недостаточно инструментов, позволяющих напрямую управлять этими процессами на территориях. В результате уровень доступа к объемам и качеству медицинской помощи определяется сегодня уровнем социально-экономического развития регионов», – пояснил он суть проблемы.

Эксперты затруднились в оценке возможных сроков появления медицинской госкорпорации: идея может не получить воплощения или, напротив, новости о старте ее реализации появятся уже завтра. В Минздраве перспективы такой трансформации не комментируют. 

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.