Федеральное правительство частично финансирует регионы при закупке авиационных услуг. Расходы предусмотрены в госбюджете в госпрограмме «Развитие здравоохранения». Согласно закону «О федеральном бюджете на 2021 год», сумма межбюджетных трансфертов составила 5,2 млрд руб. Почти столько же (5,4 млрд руб.) предусмотрено и на 2022 год.
Таким образом, средства регионов на закупку авиамедицины в прошлом году могли составить 6 млрд руб., подсчитал «МВ». Общая сумма госконтрактов за 2021 год — 11,2 млрд руб.
Как правило, для санавиации используют самолеты Ан-24, Ан-26, Л-410, Як-40, а также вертолеты Ми-8, «Ансат». Стоимость летного часа на самолете дороже. Например, в контрактах встречается цена 287,8 тыс. руб. для Ан-26. Час работы Ми-8 некоторым госзаказчикам обходился в 117,7 тыс. руб., «Ансата» — в 210 тыс. руб.
Диапазон цен летного часа в 2021 году варьировался от 40 до 438 тыс. руб. Средняя стоимость — 217,04 руб. Часто в стоимости услуг большую часть занимает цена горюче-смазочных материалов (ГСМ). Например, контракт на 2,33-часовой перелет по маршруту Иркутск—Братск—Иркутск самолетом Ан-24 обошелся заказчику в 660 тыс. руб. с НДС, из них 187,2 тыс. руб. — стоимость ГСМ.
В цену услуги входят также сборы за взлет и посадку, за аэронавигационное и техническое обслуживание и т.д. Причем и эти, казалось бы, «накладные» расходы порой влетают в копеечку. Так, контракт на рейс на Ан-26 по маршруту Хабаровск—Советская Гавань—Хабаровск продолжительностью два часа составил 876 тыс. руб., из них, как указано в документе, 304,9 тыс. руб. пришлось на аэропортовые сборы, а на ГСМ — 114,1 тыс. руб.
Всего в 2021 году, согласно контрактам, санавиацией было выполнено 49,4 тыс. летных часов.
По данным Минздрава, за 2021 год в России выполнено 11 784 вылета санитарной авиации, эвакуированы в медорганизации почти 16 тыс. человек, из которых 2667 дети, в том числе 832 ребенка до одного года. |
Распределение затрат на санавиацию в 2021 году по федеральным округам, %
Источник: zakupki.gov.ru, расчеты «МВ»
В декабре 2020 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение № 3286-р от 10.12.2020, согласно которому АО «Национальная служба санитарной авиации» (НССА) назначено единственным исполнителем закупок авиационных работ для оказания медицинской помощи в 2020—2021 годах. Документ дает право госзаказчикам заключать контракты с НССА как с единственным поставщиком, но не обязывает их это делать. В 2021 году контракты на авиауслуги исполняли 39 компаний.
По итогам прошлого года НССА стала самым крупным исполнителем услуг санавиации (исходя из опубликованных контрактов), сумма контрактов превысила 3 млрд руб. (табл. 1). Компания базируется в Санкт-Петербурге. На сайте указано, что она создана в 2017 году по инициативе госкорпорации «Ростех». По данным СПАРК, компанией владеют Фонд развития санитарной авиации (учредитель физлицо, которое не указано) — 75% и АО «Рычаг» — 25%. «Рычаг» на 49,8% принадлежит АО «Вертолеты России», которым владеет Ростех. В 2020 году авиапарк НССА должен был составлять 19 вертолетов «Ансат» и пять Ми-8 АМТ, следует из сообщения на официальном сайте.
По данным Ростеха, бортами НССА было выполнено около 5 тыс. вылетов, эвакуировано более 6 тыс. пациентов. |
«Полярные авиалинии», занявшие второе место по объему контрактов, имеют в парке 36 самолетов и 25 вертолетов. Санавиация — только один из нескольких видов услуг, которые оказывает компания в Республике Саха (Якутия). Второй крупный авиаперевозчик в Якутии — «Алроса».
Впрочем, это не единственный случай, когда локальные компании становятся основными исполнителями услуг по санавиации в регионах. Авиакомпания «Ямал» обслуживает пациентов Ямало-Ненецкого автономного округа, «Аэрогео» сосредоточено в Красноярском крае, «Ангара» — в Иркутской области.
В десятку крупных исполнителей вошла компания «Скол», в отношении которой, согласно СПАРК, в 2022 году начата процедура банкротства. Во второй половине 2021 года у авиаперевозчика с 20-летним стажем возникли проблемы. Из карточек контрактов нескольких госзаказчиков следует, что «Скол» не выполняла заявки на полеты, из-за этого часть договоров были расторгнуты. В СПАРК указано, что в 2020 году с компанией расторгнуто восемь договоров, а в 2021-м — 22 контракта, большинство из них были заключены на исполнение услуг санавиации.
Таблица 1. TOP15 поставщиков авиационных услуг при оказании медпомощи в 2021 году
Рейтинг |
Название компании |
Cумма, млн руб. |
Летные часы, тыс. |
Регионы |
1 |
АО «Национальная служба санитарной авиации» |
3099,9 |
10,90 |
33 |
2 |
АО «Авиакомпания «Полярные авиалинии» |
1428,5 |
5,10 |
1 |
3 |
ООО «Авиакомпания «Ямал» |
1285,4 |
9,20 |
1 |
4 |
АО «Ютэйр-Вертолетные услуги» |
1053,8 |
6,20 |
5 |
5 |
АО «Русские вертолетные системы» |
814,0 |
3,10 |
15 |
6 |
АО «2-й архангельский объединенный авиаотряд» |
628,2 |
2,75 |
2 |
7 |
ООО «Аэрогео» |
311,6 |
1,35 |
1 |
8 |
АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» |
310,2 |
1,31 |
2 |
9 |
ООО «Авиакомпания «Скол» |
297,2 |
1,34 |
5 |
10 |
АО «Авиакомпания «Ангара» |
266,1 |
1,12 |
1 |
11 |
АО «Авиакомпания «Алроса» |
182,6 |
0,62 |
1 |
12 |
АО «Костромское авиапредприятие» |
151,3 |
0,70 |
2 |
13 |
КП «Авиакомпания «Тувинские авиалинии» |
145,4 |
0,52 |
1 |
14 |
АО «Камчатское авиационное предприятие» |
142,0 |
0,11 |
1 |
15 |
АО «Вологодское авиационное предприятие» |
114,9 |
0,47 |
2 |
Источник: zakupki.gov.ru, расчеты «МВ»
Среди контрактов «МВ» не нашел заказы на санавиацию Москвы и Санкт-Петербурга, при этом области — Московская и Ленинградская — есть (табл. 2). Третий город федерального значения — Севастополь такие услуги закупал, по сумме контрактов он на 66-м месте с почти 4 млн руб.
Часто крупные заказчики заключают договоры с несколькими авиаперевозчиками. Лидер в этом плане — Хабаровский край: поставщиками региона в 2021 году стали восемь компаний, пять — у Иркутской области, по четыре — у Бурятии и Якутии.
Наличие нескольких поставщиков связано со спецификой санавиации, так как часто заявки имеют срочный характер. Например, в одном из контрактов Хабаровский территориальный центр медицины катастроф объясняет, почему заключил контракт с одной из компаний. Из документа следует, что для экстренной эвакуации медорганизация подала пять запросов, но услугу смог оказать только один перевозчик. У кого-то не было экипажа, у кого-то — свободного воздушного судна, кто-то отказался лететь из-за метеоусловий.
У регионов нет единого подхода к заказу услуг санавиации. Зачастую они заключают один-два контракта сразу на год или даже больше года. Но некоторые субъекты финансируют такие закупки по мере необходимости. Например, мы обнаружили 187 контрактов у Хабаровского края, 174 — у Иркутской области, 81 — у Бурятии. Всего «МВ» проанализировал более 800 контрактов.
Таблица 2. TOP30 регионов по заказу авиауслуг для оказания медпомощи, млн руб.
Рейтинг |
Регион |
Сумма |
1 |
Республика Саха (Якутия) |
1 665,75 |
2 |
Ямало-Ненецкий АО |
1 285,45 |
3 |
Архангельская область |
609,42 |
4 |
ХМАО-Югра |
590,28 |
5 |
Сахалинская область |
506,81 |
6 |
Чукотский автономный округ |
471,18 |
7 |
Красноярский край |
468,44 |
8 |
Хабаровский край |
431,33 |
9 |
Иркутская область |
352,60 |
10 |
Камчатский край |
342,03 |
11 |
Республика Бурятия |
266,50 |
12 |
Омская область |
247,11 |
13 |
Ненецкий АО |
241,45 |
14 |
Московская область |
188,52 |
15 |
Тюменская область |
160,18 |
16 |
Ленинградская область |
147,75 |
17 |
Республика Тыва |
145,44 |
18 |
Новосибирская область |
143,46 |
19 |
Республика Дагестан |
141,48 |
20 |
Костромская область |
138,29 |
21 |
Пермский край |
134,94 |
22 |
Республика Алтай |
120,04 |
23 |
Амурская область |
115,95 |
24 |
Нижегородская область |
115,33 |
25 |
Республика Хакасия |
113,94 |
26 |
Челябинская область |
112,40 |
27 |
Воронежская область |
110,70 |
28 |
Кировская область |
103,55 |
29 |
Республика Башкортостан |
99,23 |
30 |
Приморский край |
95,00 |
Источник: zakupki.gov.ru, расчеты «МВ»
* В обзор вошли контракты, найденные по поиску на портале zakupki.gov.ru, предусматривающие оказание авиационных услуг в целях оказания медицинской помощи на 2021 год.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.