Плох тот директор, который не врач

09.10.2018
00:00
Верховный суд РФ вынес определение по кассационной жалобе ростовской частной стоматологической клиники на решение территориального органа Росздравнадзора. Данным актом он поставил точку в споре о том, нужны ли руководителю юридического лица, осуществляющего медицинскую деятельность, дипломы о высшем медобразовании и дополнительном профобразовании по направлению «организация здравоохранения и общественное здоровье». Верховный суд указал, что это является безусловным требованием. Однако мнения экспертного сообщества на сей счет разделились.

Дуализм вне закона

То, что руководителем юридического лица, которое осуществляет медицинскую деятельность, должен быть человек с высшим медобразованием и дополнительным профобразованием по специальности «организация здравоохранения», было известно давно. Это одно из лицензионных требований (постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291), за соблюдением которого зорко следит Росздравнадзор. Периодически медорганизации безуспешно обжаловали штрафы, наложенные регулятором в связи с невыполнением этого условия, но до сих пор никто не доходил до Верховного суда. Ростовская стоматологическая клиника «ВалеоDent» (ООО «ТАМИ») стала первой.

Представители фирмы в исковом заявлении указали на то, что хотя директором ООО действительно является человек без медицинского образования, главный врач клиники, который непосредственно руководит лечебным процессом, соответствует вышеперечисленным критериям. Арбитражный суд Ростовской области, а затем и Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд согласились с этими доводами, признав пункт предписания Ростовского Росздравнадзора об образовании директора недействительным. Однако Арбитражный суд Северо-Кавказского округа эти судебные акты отменил и удовлетворил кассационную жалобу территориального органа.

В судебном решении говорится: положение о лицензировании медицинской деятельности требует специального образовательного ценза у руководителя медорганизации; его заместителей, ответственных за осуществление медицинской деятельности; руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности (письмо Минздрава России от 7.04.2017 г. № 17-2/2125). Следовательно, у руководителя медицинской организации императивно должно быть соответствующее образование. Руководителем является то лицо, которое указано в Едином государственном реестре юридических лиц. Никакого разделения полномочий, двоевластия законодательством не предусмотрено. Выводы кассационной инстанции поддержал Верховный суд (определение ВС РФ от 19 сентября 2018 г. № 308-КГ18-13416), который отказал в передаче дела на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС.

Бизнес на болезнях

«Вроде бы бред, что руководителем клиники может быть только врач, – написал на своей странице в Facebook директор Петербургского медицинского форума Сергей Ануфриев. – Но только на первый взгляд, и то – человека мыслящего космополитично. А суд мудрее, и каждый судья, представляя себя иногда пациентом российским, понимает нашу отечественную самобытность и экономический контекст, в котором мы строим дикое рыночное здравоохранение. И если врач стоит во главе клиники, то, конечно, о цене обследования, выручке, среднем чеке etc. говорится, но все же не так громко, не так настойчиво. Ну, не за «бизнесом на болезнях» все же шли врачи в эту профессию». 

По мнению Сергея Ануфриева, если медицинским центром руководят «жена олигарха» (профессия), бывший брокер-фарцовщик, владелец магазинов, то клиника превращается в фабрику по зарабатыванию денег: «от “главенствования” над врачами у них быстро рождается понимание, “как надо лечить”, сколько дней держать в стационаре, какие расходники и лекарства использовать и как обследовать по стандартам. У некоторых руки чешутся лечить, они и халат белый надевают, и в кабинете на месте доктора посидеть не прочь, и почитать истории болезни пациентов… Понятно, что во всех ситуациях бывают исключения, иной директор без медицинского образования настолько профессионален, что и врачи, и пациенты счастливы».

Есть разница

Но это скорее морально-этический аспект проблемы, а правовая коллизия заключается в том, что законодателю изначально следовало четче разграничить два понятия: руководитель юридического лица (руководитель организации) и руководитель медицинской организации.

«Руководитель организации (юрлица) – единоличный исполнительный орган (ЕИО), и он не обязан иметь высшее медицинское образование, – считает генеральный директор ООО «Факультет медицинского права» Полина Габай. – Это тот самый директор, гендиректор, президент и т.д., который указан в учредительных документах и имеет право без доверенности действовать от имени юрлица. Ни Гражданский кодекс РФ, ни иные специальные акты (Закон об ООО) не устанавливают требование о наличии у ЕИО медицинских организаций высшего медобразования и сертификата по ОЗД. Из норм Трудового кодекса РФ также вытекает, что руководитель организации – это физическое лицо, выполняющее в том числе функции ЕИО».

«Руководитель медицинской организации» – термин, введенный Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности». При этом в приказе Минздрава России от 20.12.2012 г. № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» к должностям руководителей отнесен не только главный врач, но и целый ряд иных медицинских работников (заместитель руководителя (начальника) медицинской организации, заведующий (начальник) структурного подразделения и т.д., в том числе главная медицинская сестра). В примечании № 1 к приказу сказано, что должности «главный врач МО», «заместитель руководителя МО», «заведующий структурным подразделением, осуществляющим медицинскую деятельность, иной организации» относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности. Выходит, сам Минздрав акцентирует внимание на том, что не каждый руководитель и не каждый зам в МО априори занимается медицинской деятельностью.

Стоматологическая клиника «ВалеоDent» формально соблюла требования закона, однако, вероятнее всего, не оформила это надлежащим образом.

«Не стоит забывать, что по закону об акционерных обществах полномочия единоличного исполнительного органа общества (директора, гендиректора) могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), – продолжает Полина Габай. – Что, и руководитель управляющей организации должен иметь высшее медицинское образование и профпереподготовку? Или весь состав управляющей организации должен состоять из врачей? Получается какая-то очередная глупость».

Судебное решение наделало много шума и породило массу вопросов. Например, как быть организациям, для которых медицинская деятельность не является основной: некоторым образовательным учреждениям, фитнес-центрам, имеющим медицинские, массажные и косметологические кабинеты?

«Такие организации по закону не являются медицинскими, – уточняет Полина Габай. – Они осуществляют медицинскую деятельность наряду с основной (уставной). Поэтому на них не распространяется требование иметь «проученного» руководителя, как указано в постановлении правительства № 291. Тем не менее, они должны иметь такого руководителя структурного подразделения, ответственного за осуществление медицинской деятельности. К слову сказать, далеко не все фитнес-центры имеют лицензию на оказываемые косметологами и массажистами услуги, но это уже совсем другая тема».

Эксперты прогнозируют, что в скором времени многие медицинские организации бросятся вносить изменения в свои записи в ЕГРЮЛ, чтобы соблюсти требование закона. Не исключено, что кто-то предпочтет решить проблему покупкой нужных «корочек» об образовании. 

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.