Сегодня в ЛПУ Пермского края работает более 160 лабораторий, которые ежегодно делают порядка 70 млн тестов – в среднем 30 тестов в год на одного жителя региона. При этом большая часть исследований проводится с помощью ручных методик, зачастую выдающих недостоверный результат, а более чем в половине медучреждений отмечается недостаточное количество тестов. Для того чтобы сформировать единый алгоритм забора биологического материала и обработки анализов, сферу лабораторной диагностики необходимо оптимизировать, уверены в краевом Минздраве. По замыслу реформаторов лабораторные исследования будут сконцентрированы в крупных, хорошо оснащенных лабораториях. А для удобства пациентов заборные пункты предполагается оставить на прежних местах.
Положительные моменты централизации лабораторных служб превалируют над минусами, уверены чиновники. Не только по медицинским (расширение спектра диагностических исследований, повышение качества их выполнения и возможность автоматизированного контроля лабораторных ошибок), но и экономическим (оптимизация финансирования лабораторий и снижение себестоимости исследований) соображениям.
«Сегодня количество лабораторных исследований на 1000 населения в южных районах Пермского края составляет 28,4, в центральных – 23,6, в Коми-Пермяцком округе – 17,2. Нашей задачей является создание равных возможностей обследования пациентов в любом населенном пункте региона, – говорит председатель Пермского отделения Федерации лабораторной медицины, заведующая Клинико-диагностической лабораторией Городской детской клинической поликлиникой № 5 г. Перми Нина Шемякина. – Необходимо отметить, что централизация и Централизованная лаборатория – это не одно и то же. Лабораторное сообщество Пермского края представляет централизацию в виде трехуровневой системы обследования пациента, при которой соблюдается территориальный принцип. При этом первичные простые виды лабораторных исследований приближены к пациенту, более сложные выполняются на втором уровне с учетом условий хранения проб и времени их доставки в лабораторию. И самые дорогостоящие и редкие анализы – в централизованной лаборатории, которая включает в себя исследования всех трех уровней. Логистика и информационное обеспечение – это два важных условия успеха централизации».
Концепция централизации сегодня еще прорабатывается, поясняет руководитель краевого Министерства здравоохранения Дмитрий Матвеев, рассматриваются различные варианты ее проведения: по межрайонному принципу или по типу трех магистральных лабораторий по секторальному принципу. «В данном случае экстренные лаборатории предлагается оставить на местах, а плановые распределить по межрайонному принципу. Все изменения просчитываются с учетом транспортной доступности», – добавляет министр.
Будет ли к управлению лабораториями привлечен частный бизнес – пока неясно. «Отдать все только в частные руки сегодня точно нельзя. Поэтому мы разработаем схему реализации, а потом уже будем решать, привлекать или нет негосударственные предприятия. У нас нет аллергии на бизнес, но есть понимание, что все отдавать частникам нельзя, так как должна быть страхующая площадка и конкуренция», – считает Дмитрий Матвеев.
Заместитель генерального директора по коммерции и операционным вопросам «Лабораторной службы Хеликс» Дарья Горякина: – Действительно, централизация лабораторной службы имеет множество положительных сторон как с медицинской, так и с экономической точки зрения. Как правило, качественно проведенная централизация обеспечивает повышение аналитической точности выполнения лабораторных исследований за счет установки оборудования от лучших мировых производителей и минимизации ручных методик проведения исследований (в среднем автоматические методики в децентрализованных государственных лабораториях не превышают 30%). Помимо этого централизация позволяет внедрить и поддерживать единый стандарт выполнения исследований и выдаваемых результатов, упростить и повысить контроль качества при выполнении исследований. С точки зрения экономики, централизация также позволяет получить значимый эффект. Во-первых, за счет снижения себестоимости исследований посредством централизованных закупок реагентов и расходных материалов, обеспечения максимальной загрузки анализаторов. Во-вторых, за счет исключения дублирования при выполнении исследований. В-третьих, за счет высвобождения помещений и сокращения затрат на их обслуживание. Экономия может достигать 35% от текущих расходов региона на лабораторную службу. При привлечении частного инвестора к процессу централизации в формате концессии или государственно-частного партнерства регион имеет возможность сократить или нивелировать и свои инвестиционные затраты, при этом обновляя оборудование в централизованной лаборатории каждые 5–7 лет силами и за счет инвестора. Также, частный инвестор с развитой ИТ-компетенцией может внести значимый вклад в повышение уровня информатизации как лабораторных процессов, так и процессов в процедурных кабинетах, и обеспечить высокое качество обслуживания пациентов, дополнительные офлайн- и онлайн-сервисы, позволяющие потребителям дистанционно получать результаты, управлять своими заказами, отслеживать динамику показателей Все это приведет к повышению доступности лабораторной диагностики для населения, а государству позволит сократить свои затраты, обеспечив при этом высокий уровень качества лабораторных услуг и минимальные сроки выдачи результата. Безусловно, в процессе централизации есть важные аспекты, которые необходимо тщательно продумать перед стартом проекта. Ключевых моментов два: первый – сохранение или создание новых рабочих мест для персонала, который высвободится вследствие централизации лабораторных исследований. Второй – сохранение экспресс-лабораторий на местах, там, где это необходимо (например, при стационарах). Эти вопросы решаемы, однако проект по централизации требует глубокой проработки и структурирования, только в этом случае он пройдет безболезненно и даст положительный эффект, поэтому оператор такого проекта должен иметь внушительный опыт по созданию высокопоточных лабораторий и управления ими. |
По мнению заведующей Клинико-диагностической лабораторией ГКБ № 4 г. Перми Евгении Калугиной, в централизации лабораторных служб минусов все же больше. С одной стороны, при больших объемах за счет расхода реагентов будет снижена себестоимость одного теста. При этом те же или даже большие средства ЛПУ потратит на курьеров и содержание автотранспорта. Кроме того, время транспортировки биологического материала увеличивает преаналитический этап, от чего пострадает качество исследований.
«Неустойчивые аналиты приводят к лабораторным ошибкам. Кровь, взятая в вакуумную пробирку с ЭДТА на общий анализ, должна быть исследована в течение 4 часов, при дальнейшем хранении появляются следы цитолиза. Коагулограмма должна быть сделана максимум за 2 часа после взятия. Глюкоза при длительном хранении имеет тенденцию к снижению. Кроме того, при транспортировке необходимо выполнять требования «холодовой цепи» в летний, а особенно в зимний периоды», – следовательно, считает эксперт, лаборатории в удаленных территориях закрывать нерационально, так как расходы на логистику перекроют все возможные плюсы централизации.
Следующий момент: выбраковка преаналитического этапа. «При наличии дефектов взятого материала (сгусток, гемолиз и т.д.) время выдачи результата удлиняется в лучшем случае на сутки. Что касается постаналитического этапа, то выдача результатов плановых исследований будет возможна, в лучшем случае, только в конце текущего дня или на следующий. Тогда как лаборатория в стационаре выдает результаты до окончания рабочего дня врача-клинициста, что обеспечивает возможность коррекции лечения и дальнейшей диагностики, – поясняет Евгения Калугина. – Еще один отрицательный момент – анализы из стационара. При работе единого диагностического центра будет отсутствовать связь между врачом-клиницистом и сотрудником лаборатории: срочная выдача результатов анализов для постановки диагноза и дальнейшей тактики лечения, в том числе хирургической, а также дозаказ лабораторных тестов».
По мнению специалиста, экспресс-лаборатории должны остаться в штате на территории медучреждений. Для стационара это порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «анестезиология и реаниматология». При выводе плановых анализов в единый диагностический центр увеличится нагрузка на сотрудников этих лабораторий, так как вырастет поток экстренных исследований для пациентов других отделений. «На данный момент работа в лаборатории разделена по потокам: плановые анализы, которые выполняются в будни с 8 до 15 часов, и анализы для отделений реанимации, которые выполняются круглосуточно и в экстренном режиме. При выводе плановых анализов в центральную лабораторию доктора из всех клинических отделений будут пытаться направлять плановые анализы в лабораторию реанимации, мотивируя срочностью, и это понятно: зачем ждать результат сутки, если его можно получить в течение часа», – приводит еще один довод Евгения Калугина.
Также встает вопрос о сокращении части специалистов клинической лабораторной диагностики, и без решения этой социальной проблемы нельзя приступать к реализации проекта, считает она. «Но, несмотря на довольно большое количество отрицательных моментов, рациональное зерно в централизации существует, и это касается только исследования плановых стабильных аналитов: кровь на инфекции, цитологических препаратов, гормоны», – признает специалист.
Как отмечает Евгения Калугина, многие виды исследований, не связанных с принятием экстренных лечебных мер и аналиты которых достаточно стойки при транспортировке, подходят для централизации. Имеет смысл централизовать ПЦР-диагностику, биохимические и иммунологические исследования. Но в ЛПУ обязательно должны остаться экспресс-лаборатории с определенным перечнем срочных исследований.
Руководитель отдела лабораторной диагностики НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского Михаил Годков: – Превращение лабораторной диагностики в лабораторную медицину – общемировая тенденция. Лабораторная медицина может дать врачу и пациенту много, но она требует значительных и все более возрастающих вложений. И потому сегодня весь мир ищет оптимальные методы организации и финансирования лабораторных исследований. Один из подходов – комплексная централизация/децентрализация лабораторных исследований. Централизация – это создание лабораторий-фабрик, выполняющих широкий спектр любых, в том числе сложных и дорогостоящих исследований из тех биологических материалов, которые можно транспортировать. Большинство диагностических манипуляций в таких лабораториях автоматизированы. Приборы соединены в единую конвейерную линию. Достигается высокий стандарт качества и доступности исследований при относительно низкой себестоимости. Децентрализация – это лабораторное обследование пациентов с помощью своеобразных «автоматов для врача», обеспечивающих возможность получения ряда параметров гомеостаза в режиме cito по месту нахождения больного без участия специального лабораторного персонала. Такие технологии востребованы в отделениях интенсивной терапии, реанимационных, операционных, приемных отделениях и т.д., а также в отдаленных районах проживания населения. Важно разработать медико-экономическую модель обеспечения населения лабораторной диагностикой на основе принципов централизации/децентрализации. В итоге важен медицинский результат. Но не учитывать экономические показатели тоже невозможно. Медицина и лабораторная диагностика, в частности, будут обходиться человечеству все дороже. Ожидать сокращения расходов на здравоохранение наивно. Ведь конечная цель любой экономической модели – качественная жизнь гражданина. Но расходовать получаемые деньги медицина должна эффективно. И вкладывая сегодня дополнительный рубль в своевременную и эффективную лабораторную диагностику населения, мы сможем сэкономить тысячи рублей на лечение запущенных онкологических, эндокринологических, инфекционных и ряда других заболеваний в будущем. |
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.