«Ростовская область одной из первых в России нашла точки взаимодействия между министерствами образования и здравоохранения, - рассказывает депутат Госдумы Юрий Кобзев. - С 2012 года здесь заработал региональный центр по здоровьесбережению в сфере образования. Полученный опыт помог специалистам в сфере здравоохранения в 2016 году включиться в федеральный пилотный проект «Школьная медицина». Это модель школьной медицины, которая является прежде всего профилактической. Проект предусматривает введение в штаты детской поликлиники должности врача по гигиене детей и подростков и фельдшера дошкольного и школьного педиатрического отделения. Результаты полученных исследований в школьных медкабинетах передаются врачам-специалистам поликлиники для использования при проведении профилактических осмотров детей. Все это позволяет создавать целостную систему профилактики здоровья школьников».
Действительно поначалу картинка складывалась просто превосходно. Казалось, за 4 года регион сделал существенный скачок в деле сбережения здоровья школьников. Шутка ли, по данным 2016 года на Дону 57,4% детей уверенно входили в I группу здоровья (тогда как в среднем по стране – 33%). Суммарно же 93,4% детского населения Ростовской области были отнесены к I и II группам. Но когда начали изучать статистику более пристально, то вскрылись еще более удивительные факты. В ряде сельских территорий здоровых было 100% несовершеннолетних, а детей-инвалидов соответственно 0%. Эти данные никак не стыковались со сведениями Фонда социального страхования, который уверенно относил 1,5% детского населения к V группе.
Выходит, целая когорта детей попросту выпадает из поля зрения врачей, не получает лечения и реабилитации. Да и те, что участвуют в профилактических осмотрах, зачастую обследуются формально, по конвейерному принципу. В итоге заболевания, которые могли бы быть диагностированы и откорректированы, со временем приобретают хронический характер. (В среднем 20% выпускников школ оказываются «хрониками».)
«Данные регулярных профосмотров показывают, что на второй этап диспансеризации направляются 6,8% несовершеннолетних, - говорит начальник отдела охраны здоровья женщин и детей управления лечебно-профилактической помощи Минздрава Ростовской области Татьяна Выгонская. – А согласно медицинской статистике, от 22 до 24% детей состоят на диспансерном наблюдении. По идее, цифры должны совпадать, но они отличаются».
Происходит это в том числе потому, что слишком много функций возложено на специалистов школьной медицины, и ни врач-педиатр, ни медсестра, работающая в школьном медицинском кабинете, с таким объемом справиться не в состоянии. В соответствии с приказом Минздрава помогать им должен врач по гигиене детей и подростков, но сертифицированные специалисты данного профиля в огромном дефиците. В большинстве территорий работа в образовательных организациях является дополнительной нагрузкой участковых педиатров, медсестер и фельдшеров ФАПов, у которых и без того полно забот.
«Кадровый вопрос больно ударил по школьной медицине, - продолжает Татьяна Выгонская. - Это последнее, что укомплектовывалось. А если ставка не укомплектована, она со временем исчезает. Сегодня в штатных расписаниях муниципальных образований выделено 152 ставки врачебных и 509 – средних медработников, укомплектованность составляет 72,6 и 83,1% соответственно. Из 114 врачей 36,9% являются внешними совместителями, а 41,2% - пенсионеры».
В детской городской поликлинике №4 Ростова-на-Дону, исходя из численности закрепленных за нею несовершеннолетних, должно быть 10 ставок врачей-педиатров и 20 ставок медсестер. По факту эти цифры равны 6 и 12,5 соответственно.
Волонтерские организации участвуют в проведении пациентских школ, просветительских мероприятий и профилактических акций
«Штатное расписание нашего ЛПУ составлялось в период открытия поликлиники, - поясняет главный врач ДГП №4 Елена Теплякова. - За последние пять лет в районе обслуживания были построены 4 новых детсада, открыта новая школа, поэтому штатное расписание не соответствует реалиям. К тому же штаты укомплектованы примерно на 62%. В условиях кадрового голода часть обязанностей этих специалистов была делегирована врачам Центра здоровья, находящегося в составе поликлиники. Мы пересмотрели логистику работы нашего отделения. В каждом детсаду и в каждой школе имеется медсестра, которая, конечно, занимает не 1 ставку, а 1,5 и больше. При этом 9 штатных врачей-педиатров по территориальному признаку закреплены за образовательными организациями и работают там по установленному графику».
Частично закрыть брешь помогают волонтеры, от которых многие ЛПУ, по словам самих добровольцев, отмахиваются как от назойливых мух. Волонтерские организации участвуют в проведении пациентских школ, просветительских мероприятий и профилактических акций.
Включаясь в пилот, медицинские организации переживали по поводу отсутствия каналов обмена информацией между школьным врачом и участковым педиатром. Если с ребенком что-то произошло в период обучения и он самостоятельно не обращался за медицинской помощью, его лечащий врач ничего не знает о состоянии здоровья учащегося. В детской городской поликлинике №1 Ростова-на-Дону, которая является флагманом информатизации среди учреждений здравоохранения региона и основной площадкой пилота, такой обмен наладили в два счета. Каждый педиатр имеет автоматизированное рабочее место, а участковый педиатр на выезде – планшет, при желании любой родитель может завести личный сайт пациента. В медкабинетах школ установлены скрининг-диагностические комплексы «Армис». Сразу после завершения доврачебного обследования посредством защищенной Интернет-связи данные передаются на сервер медицинской организации, электронную медкарту.
Но такими возможностями, безусловно, могут похвастать единичные ЛПУ в стране. В школах ситуация еще хуже. В Ростовской области 1158 образовательных организаций, в 542 из них имеются медкабинеты, и помощь там лицензирована. Остальные либо медкабинетов не имеют, либо не могут лицензировать их. Закон позволяет организовать помощь школьникам на базе медицинской организации на договорных условиях, но в этом случае вся работа сводится к вакцинопрофилактике и профосмотрам. Просветительская деятельность оказывается за скобками, хотя ею нельзя пренебрегать.
«Как показали наши исследования, у половины школьников не закреплены элементарные гигиенические навыки, такие как соблюдение режима дня, умение чередовать умственную и физическую нагрузки, регулярное рациональное питание, соответствующая возрасту двигательная активность, пребывание на свежем воздухе, а также навыки личной гигиены», - подчеркивает Татьяна Выгонская.
На базе ДГП№1 был создан Центр медицинских телекоммуникаций, который проводит и транслирует вебинары по личной гигиене, здоровому образу жизни и навыкам оказания первой доврачебной помощи. Лекторы не просто бубнят заученные темы, а стараются найти оригинальную форму подачи информации, у учащихся есть возможность задать вопросы онлайн.
«В прошлом году вебинарами было охвачено порядка 80 школ Ростова-на-Дону, однако технические возможности позволяют нам вещать сразу на 250 абонентов, независимо от их местоположения», - утверждает главный врач ДГП№1 Владислав Ерофеев.
Некоторые образовательные учреждения и рады были бы подключиться, но их ограничивает отсутствие стабильного Интернета.
Что еще было сделано в рамках пилота? За прошедший год в Первомайском районе Ростова-на-Дону, в школе №44 и гимназии №19 посредством комплексов «Армис» было обследовано 272 ребенка (1, 5, 9 и 11 классы). Более чем в 60% случаев были обнаружены отклонения от физиологической нормы, из-за чего их направили на дообследование и консультации узких специалистов. Аппараты известны склонностью к гипердиагностике, впоследствии проблемы подтвердились менее чем у 50% пациентов, но, как говорится, лучше перестраховаться, чем пропустить патологию.
«Обе школы вполне типичные, - признает заместитель начальника Управления здравоохранения Ростова-на-Дону Юлия Порутчикова. - Работают в 2 смены, классы переполнены, медицинские кабинеты расположены в приспособленных помещениях. По итогам пилота были составлены гигиенические паспорта, в которых отражены основные факторы внутришкольной среды и соответствие объектов требованиям законодательства. На следующем этапе предстоит разработать мероприятия по снижению вредных факторов на здоровье школьников, а также создать единую концепцию обеспечения в образовательном учреждении благоприятных условий для благополучия детей».
Порядка 30 школ Ростова имеют стоматологические кабинеты
В школах, прикрепленных к ДГП№4, другая специфика. «При первичном осмотре у более 40% школьников обнаружены проблемы с органами зрения, - делится опытом Елена Теплякова. – Мы решили прицельно заняться их решением и создали в структуре нашего ЛПУ кабинет охраны зрения и постоянно его совершенствуем».
Из-за невозможности лицензировать медицинскую деятельность в школах возникла законодательная инициатива. Минздрав Ростовской области ходатайствовал перед федеральным ведомством о внесении необходимых изменений в действующее законодательство.
«Согласно приказу №822н «О порядке оказания медпомощи несовершеннолетним» рекомендуемые штатные нормативы – это врач по гигиене детей и подростков, а в приказе №121н – при оказании первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях «выполняются работы по гигиеническому воспитанию», - комментирует коллизию Юлия Порутчикова. - Мы предложили добавить сюда врача по гигиене детей и подростков. Стоит отметить, что в числе конечных целей нашего пилота: работа школьного врача должно стать интересной, перспективной, современной и высоко -оплачиваемой».
На недавней коллегии Минздрава Ростовской области, посвященной предварительным итогам проекта «Школьная медицина», глава ведомства Татьяна Быковская призвала заместителей глав муниципальных образований уже сейчас подключаться к инициативе и внедрять то, что не требует колоссальных усилий, не дожидаясь 2018 года, когда это станет обязательным.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.