В 2016 году на лекарственное обеспечение больных орфанными заболеваниями субъекты РФ израсходовали 14 621,7 млн рублей. Дефицит средств превысил 6 261,1 млн, или 30% от потребности. В 2017 году в региональных бюджетах на орфанных больных было запланировано 15 219,7 млн рублей, при этом дефицит вырос до 38% от потребности (9 356,9 млн). А в 2018 году, по подсчетам экспертов, реальная потребность в лекарственном обеспечении всех нуждающихся может превысить 40 млрд рублей. Очевидно, что регионы с такой нагрузкой не справятся.
В связи с этим депутаты предлагают срочно передать на федеральный уровень закупки препаратов для ряда наиболее дорогостоящих из списка 24 орфанных заболеваний: гемолитико-уремический синдром, юношеский артрит с системным началом, пароксизмальную ночную гемоглобинурию, мукополисахаридоз I, II, IV типов.
В июле на заседании фракционной группы «Единой России» в Госдуме Вероника Скворцова подтвердила намерение Минздрава федерализовать эти закупки. По словам министра, по трем заболеваниям из орфанного списка лечение каждого больного обходится примерно в 100 млн рублей в год. «Регионы не могут справиться. Дошло до того, что Псковская область покупает квартиры в Москве семьям с такими больными, чтобы столичный бюджет брал на себя эти обязательства. С единым фронтом у нас будет больше надежды на успех», – сказала глава Минздрава.
Проблема не только в деньгах, но и в забюрократизированности системы закупок. «У нас орфанных больных 112 человек. Заказ лекарств для них может занимать до 3-4 месяцев, ускорить эту закупку нельзя, так как для этого процесса прописаны процедуры, и мы должны их соблюдать, - сообщил недавно на форуме «Здравоохранение Крыма – 2017: регуляторика и развитие» начальник управления лекарственного обеспечения, информатизации, охраны труда и гражданской защиты населения Минздрава республики Георгий Кравец. - Но, если лекарственное обеспечение таких групп больных перейдет на федеральный уровень, то подобных проблем не будет. Плюс такая схема еще и снизит нагрузку на региональные бюджеты».
Эту инициативу уже несколько лет лоббируют и пациентские организации. Они уверены, что отказ от проведения конкурсов в каждом регионе позволит снизить цены на лекарства. Но главное - пациентам не надо будет каждый раз обращаться в суд, чтобы добиться получения препаратов от местных минздравов. Правда, выступая в Госдуме в сентябре, Вероника Скворцова сообщила, что пока правительство только прорабатывает вопрос о выделении из федерального бюджета 8 млрд рублей субсидий субъектам на лечение орфанных заболеваний. И только с 2019 года. В Госдуме считают, что так долго пациенты ждать не могут.
Наиболее показательный пример - ситуация с мукополисахаридозом, одной из наиболее дорогостоящих нозологий, где недельное лечение взрослого пациента обходится в миллион рублей и 200-300 тысяч - для ребенка. В октябре Межрегиональная благотворительная общественная организация «Хантер-синдром» направила письмо Председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко с жалобой на ухудшение ситуации с лечением таких больных. В нем предложено повторно рассмотреть возможность централизованного лекарственного обеспечения группы пациентов с мукополисахаридозами, большинство из которых дети.
Общественники считают, что предложенное вместо централизации софинансирование расходов заведомо дотационных региональных бюджетов не обеспечит необходимого уровня лекарственного обеспечения, а лишь приведет к неравномерному распределению средств в силу нецелевого характера финансирования. К тому же совокупные расходы на лекобеспечение ранее предложенных к централизации орфанных заболеваний (мукополисахаридозов I, II и VI типов, гемолитико-уремическим синдромом и юношеским ревматоидным артритом) существенно превышают 8 млрд рублей. А предполагаемый размер софинансирования со стороны регионов не превысит 5% или 640 млн рублей в совокупности на 71 дотационный субъект РФ. При этом большинство из них не спешат раскошеливаться на лекарственное обеспечение данных больных, ожидая его перевода на федеральный уровень уже со следующего года.
Проблемы с лекарственным обеспечением существуют даже в профицитных регионах, таких как, например, Татарстан. В дотационных же они предполагаются по умолчанию
Ссылаясь на отсутствие денег, пациентов не обеспечивают лекарствами, даже несмотря на решения судов. Так, в Республике Дагестан в июне 2017 года суд вынес решение обеспечить лечением пациента с мукополисахаридозом II типа. Но больной так и не получил ферментзаместительную терапию. Письма в адрес президента, главы Минздрава, в Росздравнадзор и прокуратуру не принесли результата. Минздрав Республики Дагестан пояснил родителям пациента, что годовая потребность в необходимом ему препарате составляет до конца года 21 млн рублей (104 флакона). Но скромный бюджет республиканского здравоохранения позволяет включить в план-график закупку только 8 флаконов на сумму немногим более 1,6 млн рублей, остальное может быть закуплено только при условии выделения дополнительного финансирования из федерального или регионального бюджетов. Всего в Южном федеральном округе пять пациентов сейчас ожидают начала ферментзаместительной терапии, еще двое получают ее с перерывами.
В Воронеже для пациента МПС II типа средств региона хватает на закупку препарата только на 3 месяца вперед, и родители подростка постоянно находятся в состоянии стресса. В Уральском федеральном округе в 2017 году имели место 11 случаев критичных перерывов в лечении или угроз таковых.
Встречаются и чисто бюрократические проволочки, откровенная волокита. В Московской области, например, власти каждые полгода просят у пациента новое заключение консилиума о необходимости продолжать лечение (в других регионах такого не требуется), без него отказываясь включать больного в заявку. Иногда от пациентов требуют проводить судебно-медицинскую экспертизу за свой счет.
«С прошлого года у нас было уже около 70 судов. В течение трех лет мы судимся в Республике Татарстан: там двоих пациентов с мукополисахаридозом взяли на лечение, а двоим отказывают даже после решения суда, подтвердившего, что регион обязан обеспечить это лечение. Сейчас в Саратове у нас есть выигранный суд, но лекарства пока не закуплены. В Оренбургской области ребенка собираются снять с терапии после шести лет лечения», - перечисляет президент «Хантер-синдром» Снежана Митина. Конечно, федерализация закупок принесла бы колоссальное облегчение региональным бюджетам, уверена она.
По данным организации, за последние несколько лет минимум 30 пациентов с мукополисахаридозами после постановки диагноза переехали в Москву, потому что поняли: в своем регионе им терапии не добиться. Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский даже предлагал возбуждать уголовные дела по фактам отказов пациентам в препаратах. По его мнению, это мотивировало бы чиновников искать средства лучше. «Непредоставление человеку жизненно важного препарата - это грубое нарушение его прав. Согласно ст. 293 Уголовного кодекса РФ бездействие должностного лица, нарушающего в грубой форме права граждан, - уголовно наказуемое деяние. Если это еще повлекло смерть, то наказание может достигать 10 лет заключения», - говорит он. Резерв для экономии, по его словам, есть в отказе от неэффективных трат, например, от содержания откровенно раздутого в некоторых медучреждениях управленческого аппарата.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.