Так, один из онкопациентов Роман Бортник не скрывает скепсиса: «А что мне с вашего тарифа? Это же просто праздник у страховых компаний. Трехразовое питание и компот!!!», — высказался он на своей странице в Facebook. Вместо этого он предлагает помогать онкологическим пациентам напрямую, передавая деньги на лечение непосредственно самим больным, которые куда быстрее сделают все необходимые обследования и получат терапию. «Ведь за увеличением тарифа не следует сокращения времени на процесс. Мы месяцами стоим в очередях, ждем приема, затем ждем направлений, записываемся в очередь на обследования по этим направлениям, затем ждем лекарств. Разве г-жа Голикова не знает этого? Дайте людям деньги, дайте людям выбор!», — призывает он.
Как видится автору идеи, при такой модели финансирования бюджетные средства могли бы зачисляться на специальный счет пациента и расходоваться исключительно на лечение и сопутствующие товары. Это, по его мнению, даст экономию времени, нервов, государственных расходов. И, что важно, деньги в итоге получат наиболее профессиональные врачи и клиники: «Люди пойдут туда, где хорошо! Проголосуют ногами. Так будет ясно, кого надо гнать из профессии. За пациента будут бороться врачи, а не наоборот. Врачи начнут более ответственно подходить к лечению, поскольку от результата будет зависеть их доход».
Такой подход считает неправильным член комитета Всероссийского союза страховщиков, зам. руководителя рабочей группы Союза по развитию ОМС Сергей Плехов. В первую очередь он выразил несогласие с мыслью, что увеличившийся тариф станет подарком для страховых компаний. По его словам, 99% этих средств пойдет на оплату оказанной медицинской помощи, дополнительное финансирование позволит медорганизациям оказывать онкобольным больший объем услуг.
С самим предложением отдать деньги пациентам, чтобы те могли ими самостоятельно распоряжаться, представитель страхового сообщества тоже не может согласиться: «В системе ОМС действует принцип: деньги следуют за пациентом. У застрахованного, как правило, есть возможность выбирать из нескольких медицинских организаций. Выбирая место для лечения, он опосредованно распоряжается этими средствами. Физически иметь их на руках необязательно», — уточнил он.
Сергей Плехов также обратил внимание на риски, которые подстерегают «денежного» пациента: «Как только люди сами начнут распоряжаться этими средствами, можно с уверенностью сказать, что серьезно активизируются разного рода околомедицинские мошенники, нечистоплотные врачеватели и псевдоврачи, которые будут пытаться под любым благовидным предлогом выманить у человека деньги. Ведь известно, что тяжелобольные люди цепляются за разного рода чудодейственные средства, ищут панацею, деньги уплачиваются за бесполезные, неэффективные услуги. А потом пациент все равно приходит в государственную систему ОМС и требует бесплатного лечения».
Тема эффективной работы денег, выделяемых государством на лечение, конкуренции за пациента, оказания помощи больному в достойных медучреждениях актуальна, признает эксперт. Действенным шагом в этом направлении он считает принятые Правительством РФ и Минздравом меры по повышению денежного наполнения тарифа для лечения онкобольных. «Это должно повысить конкуренцию, усилить борьбу за привлечение больных. И это как раз тот способ повышения качества медицинской помощи, тот достаточно рыночный механизм, который будет работать в защиту интересов этой категории пациентов», — убежден Сергей Плехов.
Предложение передать деньги на лечение в руки пациентам реализуемо, только если перевести всю медицину на коммерческие рельсы, высказал свое мнение порталу Medvestnik.ru заместитель директора Клиники высоких медицинских технологий им. Н.И. Пирогова Санкт-Петербургского государственного университета, хирург-онколог Андрей Павленко. «Сейчас это невозможно, потому что вся экономика больницы заточена под фонд ОМС, откуда она получает все деньги, — пояснил он. — Если же начать переводить медучреждения на коммерческие рельсы, то стоимость лечения должна быть гораздо выше. Поэтому, думаю, что это абсолютно комичная мысль».
«Почему все недовольны качеством оказания медицинской помощи? — рассуждает далее специалист. — Все кошмарят докторов: пациенты, фонд ОМС, главные врачи. Доктор получается крайним. Он получает копейки и абсолютно не заинтересован ни в чем: ни в своем развитии, ни в обучении, ни в улучшении качества работы. Потому что понимает — как бы он ни старался работать, от этого его зарплата никак не зависит. Поэтому надо увеличивать тарифы, фонды заработной платы и в дальнейшем вычислять врачей, которые готовы развиваться, профессионально расти. Как определить компетентных докторов? За счет аудита, который должен быть независимым».
Важным фактором эффективной работы медицины Андрей Павленко считает наличие единой информационной системы, которая бы объединила все медучреждения. «Если речь идет об онкологии, то начинать надо с информатизации, чтобы все медицинские организации, оказывающие помощь онкопациентам, работали на единой информационной платформе, — говорит он. — Так будет проще снимать показатели, которые говорят об их эффективности или неэффективности. Сейчас много электронных систем, все больницы работают на разных, централизованно собрать и сопоставить эти данные невозможно».
Чтобы изменить ситуацию, специалист предлагает создать единый информационный центр, куда будет стекаться информация от всех больниц. «Вот когда будет создан такой реестр медицинских учреждений со всеми результатами их работы, тогда можно будет говорить об эффективности или неэффективности того или другого учреждения, — уверен он. — Сейчас все эти бумажные отчеты в таблицах Excel — это абсолютно неэффективно, в режиме реального времени ничего отследить невозможно. Информатизация — вот тот ключ, который позволит выявить и оценить работу медучреждений».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.