Офтальмотравматология военного времени

29.09.2025
14:27
На первом пленарном заседании XVIII Российского общенационального офтальмологического форума («РООФ-2025») начальник военно-научной школы «Общая и военная офтальмология» им. В.В. Волкова кафедры офтальмологии ВМА им. С.М. Кирова, главный офтальмолог Минобороны России, д.м.н., проф. Алексей Куликов представил доклад «Боевая травма органа зрения».

Офтальмотравматология, определяемая как система диагностики, лечения и реабилитации повреждений органа зрения, — приоритетное научно-практическое направление кафедры. На ее опыте в оказании медицинской помощи во всех боевых действиях, которые велись Российской империей, Советским Союзом и Российской Федерацией, выстроена современная концепция офтальмотравматологии.

Организация помощи

Спикер отметил серьезные отличия между системой оказания медицинской помощи в мирное время в гражданских учреждениях и в военных медучреждениях в военное время. Особое внимание он уделил медучреждениям третьего уровня — многопрофильный госпиталь или медицинский отряд, где оказывается квалифицированная и сокращенно специализированная помощь с привлечением военных или гражданских офтальмологов.

Ключевой момент — определение оптимального объема хирургического вмешательства:

  • отсроченные операции (до одних суток после ранения) в объеме первичной хирургической обработки (ПХО);
  • лечение непроникающих ранений и открытых травм глаз;
  • госпитализация и лечение временно нетранспортабельных;
  • лечение и реабилитация легкораненых со сроком излечения до десяти суток;
  • подготовка к дальнейшей эвакуации.

Диагностика и тактика: принципы ПХО

Еще одна особенность реальной клинической практики военного офтальмолога — максимально полная диагностика (с применением всего доступного спектра оборудования) для определения эвакуационного предназначения и оптимального объема первичной хирургической обработки раны. Цель ПХО — с учетом характера повреждения и состояния раны создать оптимальные условия для заживления, удаление поврежденных и некротизированных тканей, предупреждение инфицирования.

Применение антибактериальной противовоспалительной терапии помогает снизить интенсивность воспалительного, в том числе пролиферативного ответа и избежать (или уменьшить) интенсивность различных осложнений, прежде всего, пролиферативной витреоретинопатии. ПХО позволяет устранить гипотонию, снизить интенсивность воспалительного ответа и еще раз уточнить эвакуационные вопросы.

Актуальность и специфика боевой травмы в современных условиях

Специалисты отмечают увеличение доли травм глаза в структуре санитарных потерь.

Сравнительные данные по раненным офтальмологического профиля в войнах последних десятилетий:

  • Вторая мировая — 2,6%;
  • военный конфликт на территории Афганистана — 5,6%;
  • контртеррористическая операция на Северном Кавказе — свыше 10%.

Специфика современных снарядов, используемых в условиях специальной военной операции (СВО), повысила эту долю. В клинике ВМА им. Кирова в потоке раненых от 10 до 14,3% пациентов с травмами глаза.

Превалирует открытая травма глаза (типа С, то есть с наличием внутриглазных инородных тел — до 60%). Значительны также случаи закрытых травм. При этом резко выросло количество ранений, контузий глазницы, повреждений придаточного аппарата глаза, а также ожогов.

Спикер отметил специфику боевой травмы глаза, обусловленной синдромом взаимного отягощения при комбинации поражающих факторов, при сочетанной травме — тяжелых повреждений различных структур глаза и его придаточного аппарата. Значительными остаются случаи травм, когда врачи уже не борются за функциональный результат, а ориентируются только на косметику и профилактику пролиферативных изменений.

Если в первые годы СВО превалировали открытые травмы глаза с входной раной в проекции цилиарного тела, то сейчас увеличивается доля склеральной открытой травмы. Почти на 10% (с 30 до 40%) увеличилась и доля открытой травмы глаза 5-й степени тяжести, при которой прогноз неблагоприятный.

Самой сложной и значимой боевой патологией остаются внутриглазные осколки (в основном размерами от 1,5 до 5 мм). Военные офтальмологи разрабатывают новые комбинированные подходы для их извлечения: осколок переводится из заднего отрезка глаза в переднюю камеру (с использованием трансвитреальных и трансцилиарных технологий), и из нее удаляется через стандартный катарактальный тоннельный разрез, который при необходимости можно расширить. При осколках более 1,5 мм считается оправданным удаление даже прозрачного хрусталика, поскольку это снижает хирургическую травму и улучшает исходы, как анатомические, так и функциональные, прежде всего за счет профессионализма хирурга.

Более 90% открытой травмы типа С, по словам спикера, сопровождается повреждением заднего отрезка и требует витреоретинальной хирургии. Почти 80% — зона рикошета и, соответственно, есть риск отслойки сетчатки, если не в остром, то в отдаленном периоде. Это также предъявляет требования к тактике: большая часть осколков располагаются в нижних квадрантах и подавляющее большинство — в 16—20 мм от лимба.

Интеграция технологий мирного времени в военную офтальмотравматологию

Профессор Куликов подчеркнул, что успех лечения пациентов с травмами глаза достигается только при интеграции достижений современной офтальмологии и смежных специальностей, которые разрабатывались для мирного времени.

Примеры использования технологий мирного времени:

  • эндоскопические системы для удаления осколков при ранении глазницы, для пластики перелома нижней стенки глазницы;
  • аддитивная технология из челюстно-лицевой хирургии (3D-реконструкция, 3D-моделирование, 3D-печать) для создания индивидуальных имплантатов;
  • навигационная лазерная хирургия у пациентов с патологией заднего отрезка глаза.

Лечение ожогов (часто комбинированных с механическими поражениями):

  • острый период — ринопластика, витрэктомия, покрытие глазной поверхности амнионом, аутологичная, обогащенная тромбоцитами плазма;
  • отдаленный период — реконструктивные операции (ауто- и аллолимбальная трансплантация, сквозная кератопластика).

Взаимодействие с Институтом цитологии РАН в Санкт-Петербурге позволяет военным медикам успешно применять клеточные технологии.

Новые возможности в диагностике боевых травм

ОКТ переднего отрезка — для получения более детальной информации о состоянии капсульного мешка, цинновых связок при повреждениях. Интраокулярная эндоскопия — для выявления циклодиализа, внутриглазных осколков на крайней периферии. Мультимодальная диагностика позволяет выявить новые феномены, такие как транзиторные точечные альтерации фоторецепторов, часто встречающиеся и незамечаемые.

В заключении профессор Куликов отметил, что оптимизация оказания медицинской помощи при боевой травме глаза базируется на опыте научных школ, достижениях современной офтальмологии и новых организационных решениях. Медицинские и офтальмологические технологии мирного времени обязательны к использованию в офтальмотравматологии военного времени.