Объединяй и действуй

25.09.2019
09:47
На прошлой неделе произошло два важных события: межрегиональный профсоюз работников здравоохранения «Действие» стал общероссийским и состоялось собрание учредителей нового профсоюза – «Врачи России». Как меняется деятельность общественных профессиональных объединений и способы борьбы за права их членов в современной России, к чему приведет увеличение конкуренции в данной сфере, разбирался портал Medvestnik.ru.

Опыт и авторитет

Старейший и самый многочисленный в отрасли Профсоюз работников здравоохранения РФ создан в 1990 г. и насчитывает порядка 2,5 млн членов (данные 2012 г.). Задачи остаются неизменными: представлять и защищать социально-экономические права и интересы членов профсоюза и работников здравоохранения, сообщил заведующий отделом по связям с общественностью и информационной работе аппарата организации Сергей Грубов: «Если есть проблема в коллективе и ущемляются права работника, наши представители ведут переговоры с руководителем медучреждения. Это происходит постоянно. Большая часть проблемных вопросов, которые возникают в отдельных медучреждениях, имеет системный характер. В отличие от профсоюзов «Действие» и «Альянса врачей», мы понимаем, что без работы с социальными партнерами в различных комиссиях, форумах и рабочих группах не будет результата. Наши специалисты постоянно проводят мониторинг и следят за процессами в здравоохранении, что позволяет прогнозировать ситуацию и готовить предложения».

В ПРЗ РФ признают, что проводимые мероприятия по реализации государственной социальной политики в части сохранения кадрового потенциала, повышения престижности профессии и уровня оплаты труда врачей, среднего и младшего медперсонала не достигли поставленных майским указом главы государства целей. Остро стоят вопросы интенсификации труда. «Мы постоянно следим за уровнями зарплат медиков в каждом субъекте, – уверяет Сергей Грубов. – Если фиксируется несоответствие, обращаемся в Минздрав. Также принимаются сигналы о нарушениях из конкретных медучреждений, после чего организуются проверки. В особых случаях они проводятся совместно с сотрудниками Минздрава и прокуратуры. При явных нарушениях прав и интересов медработников мы идем в суды. Экономическая эффективность от правозащитной деятельности нашего профсоюза за 2018 год составила 720 млн рублей. Было осуществлено свыше 78 тыс. проверок, по результатам которых выявлено более 129 тыс. нарушений».

Все эти вопросы нашли отражение и в обращении профсоюза, направленного в июне 2019 г. Президенту РФ. 20 августа состоялось совещание, на котором Владимир Путин дал ряд поручений, касающихся решения системных проблем в сфере организации и оплаты труда медработников.

«Из самых значимых наших достижений можно выделить принятие закона о наказании за нападение на медработников и препятствовании их профессиональной деятельности, – резюмирует Сергей Грубов. – Мы будем продолжать настаивать на увеличении финансирования отрасли и доведении его доли до 6% от ВВП, как принято в цивилизованных странах и рекомендовано ВОЗ».

В поисках альтернативы

Межрегиональный профсоюз работников здравоохранения «Действие» был создан в декабре 2012 г. Причины его появления разъяснил председатель организации Андрей Коновал: «Среди работников отрасли всегда были люди, готовые отстаивать свои трудовые права, но в этой борьбе  они сталкиваются с очень серьезными проблемами. Даже победа, одержанная над работодателем в суде смелым одиночкой, редко что-то меняет. Человек оказывается под жестким прессингом со стороны руководства медорганизации, и силы здесь неравны. Он пытается обратиться в старый, действующий в учреждении профком или областной комитет отраслевого профсоюза, но редко находит там поддержку. Такие профкомы обычно находятся под контролем работодателя, а региональные комитеты слишком лояльны региональным властям. Чаще всего недовольного сотрудника либо «сливают» работодателю, либо даже занимают позицию последнего. Естественно, люди начинают искать альтернативу. Есть случаи, когда такие работники сами входят в профком медучреждения, пытаются активно защищать права коллег, но, столкнувшись с отсутствием поддержки вышестоящих профсоюзных структур, разочаровываются и приходят к нам. Причем, не одни, а вместе с частью своего актива».

В последнее время (примерно с ноября 2018 г.) «Действие» фиксирует увеличение потока желающих вступить в свои ряды. Связывают это с общей исчерпанностью ресурса терпения  медиков, зачастую работающих за нищенские зарплаты с огромными переработками. «Если раньше мы имели в большинстве первичных организаций по 10–15, редко 50–100 человек, теперь ситуация резко изменилась: в профсоюз вступают порой целыми коллективами крупных структурных подразделений или же инициативная группа, создав независимый профком, быстро привлекает в свои ряды более широкий круг коллег», – констатирует Андрей Коновал.

На Пензенской областной станции скорой медицинской помощи, например, недавно созданная ячейка «Действия» еще в мае включала два с лишним десятка сотрудников выездных бригад, но в ходе начатой ею «итальянской забастовки» в профсоюз вступили сотни людей. Сейчас в организации более 1 тыс. сотрудников ССМП, что автоматически превращает ее профком в представительный орган работников, имеющий право на ведение коллективных переговоров с работодателем от имени всего трудового коллектива.

«Итальянские забастовки», привлекая внимание общества и вышестоящих властных инстанций к болевым точкам в организации медицинской помощи, разрывают порочный круг, заставляют систему определить виновное управленческое звено

«Наши методы построены на том, чтобы разорвать порочный круг коллективной безответственности, сложившийся в здравоохранении, – объясняет Андрей Коновал. – Что я имею в виду под словами «коллективная безответственность»? Обычно терпение подходит к концу, кто-то из сотрудников ЛПУ сочиняет жалобу о недостатке кадров, переработках, низких зарплатах и, собрав подписи нескольких коллег посмелее, отправляет ее, например, в федеральный Минздрав. Оттуда приходит отписка, что медпомощь в регионе – зона ответственности местных властей. В областном Минздраве обычно устраивают формальную проверку и говорят: у вас все более менее законно, а по вопросам повышения зарплаты обращайтесь к работодателю. Тот в свою очередь отвечает: я бы и рад поднять зарплаты, но мне территориальная комиссия ОМС выделила определенный объем денежных средств, поэтому все вопросы к ней. «Итальянские забастовки», привлекая внимание общества и вышестоящих властных инстанций к болевым точкам в организации медицинской помощи, разрывают этот порочный круг, заставляют систему определить виновное управленческое звено. Начинают более полноценно работать надзорные органы (прокуратура, Гострудинспекция, Росздравнадзор), кого-то снимают с должности, финансирование медучреждений или структурных подразделений увеличивают».

По словам лидеров «Действия», акции протеста – крайняя мера. Как только другая сторона начинает вести конструктивный диалог, коллективные действия прекращаются. В Пензе, например, «итальянская забастовка» длилась всего 2,5 дня, после чего местный Минздрав и работодатель сели за стол переговоров с профкомом, и была определена «дорожная карта» повышения зарплаты на областной станции скорой.

Самая большая победа профсоюза, по оценкам его руководства, состоялась в 2013 г. «Итальянская забастовка» детских врачей в Ижевске привела к тому, что к проблемам низких зарплат и неоплачиваемых переработок подключился федеральный центр, заставивший власти Удмуртии провести реформу системы оплаты труда медработников, и в середине года на здравоохранение было выделено дополнительно более 1,5 млрд руб. Зарплаты медиков республики были повышены на 30–50% в зависимости от категории.

Связь без обязательств

В апреле 2018 г. появился «Альянс врачей», который практически сразу окрестили «профсоюзом Навального». В процессе подготовки статьи редакция портала Medvestnik.ru направила руководству этого объединения, как и другим их коллегам по цеху, вопросы, однако ответов не получила. Есть мнение, что именно аффилированность с оппозиционным политиком отталкивает многих медработников от присоединения к этой организации, и именно поэтому в сентябре этого года было объявлено о создании еще одного профсоюза – «Врачи России». Инициатором выступает заместитель руководителя «Альянса врачей» Владимир Сотников. Новорожденная организация делает акцент на соцсети и отсутствие членских взносов, а потому имеет неплохие шансы найти сторонников среди  молодых докторов.

По данным центра мониторинга и анализа социально-трудовых конфликтов при Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов, с января по август 2019 г. в медучреждениях зафиксировано 29 социально-трудовых конфликтов. При этом за 8 месяцев этого года таких конфликтов стало вдвое больше, если сравнивать с показателем 2013 г., который тоже считается проблемным для отрасли здравоохранения.

«Задачи профсоюзов существенно не изменились, однако заметно расширились возможности для их достижения, – считает лидер новой организации. – Благодаря интернету можно собираться в группы, общаться онлайн, получать ответы на интересующие вопросы мгновенно, быстро придавать огласке проблемы конкретных ЛПУ, стало проще зафиксировать нарушения, составить жалобу и отправить ее куда следует. Часто решить проблему с помощью гласности гораздо быстрее, чем через прокуратуру, Государственную инспекцию труда и т. д. Чем пристальнее люди следят за развитием ситуации, тем быстрее находятся ресурсы для ее решения».

Владимир Сотников мечтает разрушить старую модель отношений между профсоюзом и работником здравоохранения, «при которой от главного врача зависит, какую заработную плату получит председатель профсоюза при ЛПУ», поскольку эта система, по его мнению, привела к тому, что профсоюзы не защищают трудящихся, а выполняют приказы руководства. «Я хочу создать профсоюз, вступить в который для работника не будет стоить ничего, – делится он планами. – Никаких членских взносов, никаких дополнительных обязательств. Человек просто пишет заявление на вступление, отдает его председателю, и все – теперь он находится под защитой профсоюза. Если у него не случается проблем с начальством, никто даже не знает, что он состоит в профсоюзе.

Законодательством установлены серьезные гарантии для работающего человека, напоминает Владимир Сотников: «Я хочу верить в то, что «карманные» профсоюзы осознают свои возможности, поймут свою силу и начнут делать то, ради чего они задумывались. Возможно, на это уйдут годы, однако уже сейчас независимые профсоюзы показывают, что можно действовать иначе. Многие из них дают реальные результаты, например «Действие» или «Альянс врачей».
И именно их примеру нужно следовать. Независимое профсоюзное движение в нашей стране изменит ситуацию. Оно построит новые взаимовыгодные и взаимоуважительные отношения между работником и начальником».

Количество и качество

О том, что в стране могут появиться новые профсоюзы, убеждены и эксперты. Впрочем, не все разделяют точку зрения, что конкуренция в этой сфере пойдет на пользу.

«Казалось бы, для работников выгодно появление все новых профсоюзных организаций, так как имеется альтернатива, можно выбрать более успешных и ярких лидеров и получить более эффективную помощь, однако многие важные полномочия у профсоюзной организации, действующей у конкретного работодателя, появляются только в том случае, если она объединяет более половины коллектива, – напоминает профессор кафедры трудового права и охраны труда юридического факультета СПбГУ Нелли Дивеева. – На более высоком уровне (отрасли, конкретного региона, страны) также важна представительность. Наличие же малочисленных, разобщенных и невлиятельных профсоюзов выгодно, скорее, работодателям. Возможно, вскоре мы столкнемся с парадоксальной ситуацией, когда профсоюзных организаций в клиниках будет много, а влиятельной – ни одной».

По словам эксперта, профсоюзам (как организациям, реализующим коллективный интерес) необходимо активизироваться в поиске эффективных способов взаимодействия с  работодателями для защиты интересов работников с учетом усиления их индивидуалистических (групповых) интересов.

«У работников и работодателей есть общая цель: устойчивое и эффективное функционирование организации, – напоминает адвокат специализированной юридической компании «Росмедконсалтинг» (СПБ) Елена Хмелевская. – Постоянные «военные действия» невыгодны ни одной из сторон, поскольку в итоге могут нанести существенный урон организации, а в некоторых случаях привести к прекращению ее деятельности. Работники заинтересованы в налаженных партнерских отношениях с работодателем, в том, чтобы их мнение учитывалось при принятии управленческих решений, причем не в каком-то одном случае, а постоянно. Без проведения переговоров добиться такого невозможно. Использовать такие крайние методы, как «итальянская забастовка» или пикет, необходимо правильно, поскольку они могут не только оказаться неэффективными, но и ухудшить ситуацию».

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.