История вокруг создания на территории Российского кардиологического научно-производственного комплекса Центра ядерной медицины «Гераклион» началась больше пяти лет назад. 21 февраля 2011 года между ФГБУ «РКНПК» Минздрава России и ООО «Медконсалт» был заключен договор об осуществлении научно-исследовательской деятельности. В рамках соглашения предполагалось, что инвестор - компания «Медконсалт» - построит в ЛПУ современный комплекс с двумя ПЭТ/КТ-сканерами. На базе РКНПК планировалось установить ядерный ускоритель PULSAR-7 и радиохимическую лабораторию, соответствующую требованиям европейских стандартов GLP/GMP. Все затраты по ремонту и оснащению помещений будущего центра, палат дневного стационара и кабинетов для предварительного скрининга, в общей сложности 2,5 тыс. кв. метров, «Медконсалт» брала на себя. В придачу инвестор гарантировал учреждению определенную квоту для обследования и лечения больных и ведения научной работы сотрудниками Кардиокомплекса в рамках государственно-частного партнерства.
Однако в середине 2015 года генеральный директор РКНПК академик Евгений Чазов объявил о расторжении всех договоренностей. Причиной называлось расхождение сторон по поводу условий дальнейшего функционирования ядерного центра. Как рассказал, комментируя данную ситуацию год назад «МВ», руководитель отдела радионуклидной диагностики РКНПК, проф. Владимир Сергиенко, «инвестор требовал передать ему все помещения научного отдела Кардиоцентра в долгосрочную аренду, переведя тем самым всю работу центра на коммерческие рельсы».
Примечательно, что коллапс случился после того, как в строительство центра уже было вложено, по данным инвестора, порядка 15 млн долл. частных инвестиций. Из них 2,5 млн - в капитальный ремонт. А ведь изначально предполагалось, что еще в 2012 году центр начнет принимать первых пациентов. Реакция инвестора была более чем предсказуемой – возмущение. «Мы договорились, что инвестор, который обеспечивает 100%-ное финансирование, возьмет на себя функции управляющей компании проекта и получит часть помещений в аренду. Без такого договора невозможно оформление никакой разрешительной документации ни в одной из инстанций, что прописано и в законодательстве», - пояснил тогда главный инвестор проекта Сергей Еремин.
В то же время, как следует из материалов дела, первым нарушил установленные договоренности все-таки «Медконсалт». «Истец, как заказчик работ, обязался обеспечить приобретение, проведение подготовительных работ, доставку и монтаж необходимого оборудования, а ответчик выделить изолированные помещения для его установки. Материалами дела подтверждается нарушение истцом своих договорных обязательств. На момент рассмотрения настоящего дела материально-техническая база для ПЭТ/МСКТ комплекса не создана, работы в выделенных Учреждением помещениях не завершены, в них не размещено необходимое оборудование, а стороны договора не приступили к проведению предусмотренных договором научных исследований, хотя согласно условиям договора программа исследований рассчитана на период 2011-2016 годы», - уточняется в материалах дела.
Так, помещения первого этажа, в которых должна быть размещена лаборатория по производству радиофармпрепаратов, отремонтированы не до конца и недостаточно технически подготовлены истцом. Что не отрицается последним и нашло отражение в исковом заявлении и пояснениях фирмы «Изотоп технолоджи Дрезден» – одного из субподрядчиков проекта. Таким образом, из-за незавершенности проектных работ, отсутствия инженерных коммуникаций и неготовности помещения для установки ускорителя, дальнейшее продолжение монтажа оборудования стало невозможным. В итоге в июле 2012 года монтажные работы были остановлены.
«Истцом не проведены изыскательские работы, отсутствуют инженерные системы, которые должны быть сделаны, отсутствует специальный ангар для размещения оборудования, не смонтирована радиофармлаборатория, не была проведена экспертиза проектной документации, не осуществлена валидация оборудования, не предоставлена проектно-сметная документация», - говорится материалах судебного решения.
В частности, представленный в апреле 2012 г. проект усиления перекрытий, выполненный ООО «Конструкторское Бюро Бантьева Сергея», не отражал полного комплекса необходимых работ, предусмотренных п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ и был выполнен по чертежам 1977 г., которые уже не соответствовали действительности. Данное предложение от истца поступило лишь 01.11.2012 г., хотя уже были проведены все ремонтно-строительные и монтажные работы. По результатам проведения ремонтных работ в помещениях, где должно размещаться оборудования ПЭТ/МСКТ комплекса ответчиком были отмечены многочисленные замечания по рабочей документации «системы вентиляции и кондиционирования воздуха», но данные замечания так и не были устранены истцом. «Изложенные обстоятельства обосновывают многочисленные нарушения истцом договорных обязательств, что предопределило невозможность запуска программы исследований в 2011 году. Таким образом, истец срывает сроки начала работы ПЭТ/МСКТ комплекса... Из представленных ответчиком материалов следует, что степень готовности проекта не предполагает возможности его оперативного завершения», - говорится в мотивировочной части решения суда.
И в итоге суд постановил: договор, заключенный между сторонами, подлежит расторжению в судебном порядке. По мнению судьи, расчеты по представленным договорам не подтверждаются сметами и актами выполненных работ, большинство расходов, на которые ссылается истец (оплата услуг адвоката, публикации в СМИ, консультации по растаможиванию и т.д.), не являются убытками или неосновательным обогащением.
Оборудование, предоставленное ООО «Медконсалт», подлежит возврату ему без каких-либо компенсаций со стороны учреждения. А все неотделимые улучшения и результаты работ в предоставленных для реализации договора помещениях отдела радионуклидной диагностики принадлежат РКНПК.
В ФГБУ РКНПК комментировать судебное решение отказались. В «Медконсалт» продолжают настаивать на том, что решение суда несправедливо и необъективно. «Несмотря на то, что представителями нашей стороны была выполнена огромная часть своих обязательств, которые были заключены, закуплено оборудование, проведен ремонт, суд выносит заключение о расторжении всех договоренностей и предписывает нам вывезти оборудование. Причем, то ли по забывчивости, то ли по умыслу суд оставляет часть оборудования чистых помещений, радиофармалаборатории на территории Кардиоцентра. Данное оборудование не указано в списке решения суда, несмотря на то, что мы настаивали на том, что данные позиции являются собственностью «Медконсалт», - пояснил «МВ» свою позицию Сергей Еремин.
Оборудование, которое должно было составлять основу будущего Центра ядерной медицины, уже вывезено с территории РКНПК. «Медконсалт» ведет поиск потенциальных объектов для его дальнейшего размещения. «Такие варианты есть, и они нами рассматриваются. Пока это только намерения, нежели реальные, потенциальные, сделки. Если вдруг по тем или иным причинам оборудование не найдет применения в России, у нас уже есть заказчики за пределами страны», - уточнил Сергей Еремин. По его словам, инвестор будет настаивать на продолжении судебных тяжб. И если понадобится, пройдет все ступени судебных инстанций, вплоть до международных.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.