Причины масштабного плагиата в том, что у редакций отечественных медицинских журналов слабые представления о нормах этики, считает председатель Совета по этике научных публикаций Ассоциации научных редакторов и издателей, член комиссии РАН по противодействию фальсификации исследований Анна Кулешова. Если фарма заказывает исследование — необходимо показать конфликт интересов, уточняет эксперт. В международной практике нераскрытый конфликт интересов считается вводом в заблуждение и служит основанием для отзыва статьи.
Серьезная проблема — и отсутствие единого стандарта у Локальных этических комитетов (ЛЭК). «Два из них могут не пропустить работу, а третий одобрит. Люди этим пользуются», — сетует Кулешова.
Практику отзыва некорректных публикаций Ассоциация научных редакторов и издателей ввела в 2017 году. Отозвано уже порядка 5 тыс. статей. Массовую чистку инициировала комиссия РАН по противодействию фальсификации научных исследований, которая единовременно анализировала более 2 тыс. статей.
«Научная публикация — это основное доказательство работы лекарственного препарата. Нарушения в медицинских текстах напрямую влияют на жизнь и здоровье людей. Большинство неработающих российских лекарств введено за счет подлогов», — уверена Кулешова.
В международной практике нераскрытый конфликт интересов считается вводом в заблуждение и служит основанием для отзыва статьи.
В пример она привела скандал вокруг качества противоопухолевых препаратов для детей. «По факту лекарства не работают, но публикации говорят об обратном», — констатировала эксперт (подробнее — на стр. 10, «Вам продали копию»).
По ее мнению, худший случай плагиата — когда заимствуется не просто текст, но и фактические данные. В случае с медицинскими публикациями подобные нарушения могут привести к фатальным последствиям.
Наличие массовых заимствований в российских научных статьях привело к тому, что отечественные тексты плохо цитируются за рубежом. «У иностранцев очень низкое доверие к нашим публикациям. Но, когда им надо опубликовать что-либо с нарушением международных норм этики, они обращаются к нам», — отмечает Кулешова.
В конце февраля вице-президент РАН Алексей Хохлов опубликовал собственное исследование нескольких отечественных препаратов. Он отправил на масс-спектрометрический анализ несколько приобретенных в аптеке гомеопатических препаратов.
«Анализ показал присутствие в исследуемых образцах исключительно сахаров, — констатировал Хохлов. — Действующего вещества нет, но производители препаратов этого и не скрывают. Они утверждают, что, как показывают контрольные испытания, «все равно помогает». Так что у нас на одной чаше весов фундаментальное знание, которое говорит, что в отсутствие молекул вещества его действие невозможно, а на другой — некие контрольные испытания».
По словам академика, производители утверждают, что концентрация действующего вещества в их препаратах меньше, чем способна зафиксировать масс-спектрометрия — один из наиболее чувствительных физико-химических методов анализа веществ.
Экспертные заключения, доказывающие действенность препаратов, должны быть опубликованы на сайте Минздрава, как требует ст.27 Федерального закона № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств», уверен Хохлов.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.