Международный медкластер запустил мощное образовательное направление

14.05.2018
00:00
В Международном медицинском кластере в Сколково прошла первая образовательная программа по управлению качеством в медицинской организации. Лучшие мировые практики в этой сфере руководителям столичных клиник представили специалисты из Нидерландов, чья система здравоохранения уже долгие годы служит образцом для других стран. Во многом эти достижения обеспечены за счет успешного внедрения инструментов в сфере контроля качества. Основной целью мероприятия, организованного Фондом Международного медицинского кластера совместно с Центром мониторинга и клинико-экономической экспертизы (ЦМИКЭЭ) Росздравнадзора, как раз и стал обмен опытом между руководителями российских клиник, главными врачами и специалистами из Нидерландов.

Мероприятие с приветственным словом к коллегам открыл генеральный директор Фонда Международного медицинского кластера (ММК) Михаил Югай. По его словам, это первая конференция, посвященная управлению качеством, и она станет стартом для запуска важного направления деятельности кластера – образовательного. В дальнейшем на базе ММК будут проходить различные образовательные мероприятия – как для профильных медицинских специалистов, так и для руководителей медицинских организаций. 

Михаил Югай

Отметим, что это направление деятельности особенно выделил мэр Москвы Сергей Собянин. «Это – очень важный проект для Москвы. Речь идет не только о появлении в городе коммерческой клиники мирового уровня. Самое главное – в этой клинике будут обучаться врачи городских больниц и поликлиник, а используемые в Сколково передовые технологии будут затем внедряться в повседневную практику московского здравоохранения», – сказал он, осматривая диагностический корпус ММК.

Сергей Собянин

О принципах управления качеством в медорганизации, непрерывном обучении персонала, как залоге успеха в этом процессе, риск-менеджменте и применении принципов «бережливого производства» российским специалистам рассказали председатель правления De Goudse School профессор Теун Хаджоно, независимый консультант в сфере управления здравоохранением, главный хирург Вооруженных сил Нидерландов в отставке, бригадный генерал Роб ван дер Меер,  главный врач военного госпиталя Министерства обороны Нидерландов полковник Меес Вервелде, операционной директор Госпиталя св. Антония (г. Утрехт, Нидерланды), президент профессионального объединения The Dutch Network for Lean Healthcare Марк Роуп ван дер Ворт

Зона ответственности

Одно дело, когда организация внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности закреплена в нормативных документах, и совсем другое – реализация этих принципов на практике. Как известно, в большинстве российских медучреждений этот процесс идет с большим трудом. Поэтому российским специалистам было интересно узнать, как эту проблему решили в Голландии.

«Качество – не стечение обстоятельств, а результат разумных усилий», - констатировал профессор Теун Хаджоно и, разложив «по полочкам» существующие в этой сфере парадигмы, попутно поведал, как врачам в Голландии удалось победить страх брать ответственность. Как рассказал Марк Роуп ван дер Ворт в интервью порталу Medvestnik.ru (будет опубликовано в ближайшее время), сегодня врач или медсестра могут смело заявить о совершенной ошибке, если же это произошло непреднамеренно, им не грозит суровое наказание. Такой подход способствует тому, что отчетность, которую клиники подают в надзорные органы, максимально достоверна.

Теун Хаджоно

Марк Роуп ван дер Ворт

«Каждый врач и медсестра отвечают за свой профессиональный уровень. То есть, в первую очередь, за себя, но также за коллег, медорганизацию, пациентов, все сообщество. И наоборот – общество разделяет ответственность с врачом», - отметил Роб ван дер Меер. Для улучшения клинических исходов он рекомендовал вовлекать в работу над ошибками весь персонал клиники. Внедрение системы качества, по его словам, позволяет снижать процент осложнений, продолжительность госпитализаций и, напротив, повышает удовлетворенность пациентов и медицинских работников. Сложно получать удовольствие от работы, если 30% времени уходит у персонала на поиск различных сопутствующих вещей, например, стойки для капельницы, отсутствующей в палате вновь поступившего пациента. 

Роб ван дер Меер

Полковник Меес Вервелде дал практические рекомендации, как избежать сопротивления персонала клиники при внедрении системы управления качеством. «Реформы должны идти не сверху, позвольте коллективу проявить инициативу и вы удивитесь, сколько идей в головах врачей, медсестер и техперсонала», - сказал он.

Меес Вервелде

С ним согласился заместитель генерального директора ФГБУ «ЦМИКЭЭ» Росздравнадзора Олег Швабский, по словам которого в российских клиниках с точки зрения органов надзора хуже всего обстоят дела с управлением персоналом: наши главврачи привыкли издавать приказы, не объясняя сотрудникам их сути и необходимости.

Олег Швабский

«Мы должны понимать, что пациент, где бы он ни находился, вне зависимости от территориальной принадлежности, от типа медорганизации, должен получить помощь надлежащего качества. И безопасную. И эти вехи являются базовыми и с точки зрения пациента, и с точки зрения государства, которое регулирует эту сферу, управляет медорганизациями», - отметил генеральный директор ФГБУ «ЦМИКЭЭ» Росздравнадзора Игорь Иванов, отвечая на вопрос об условиях, которые клиника должна создавать для того, чтобы врачи хотели внедрять систему управления качеством на местах.

Игорь Иванов

Люди и деньги

Участники конференции также живо интересовались работой голландской системы организации первичной медпомощи, поликлинического звена, наличием такой проблемы, как пациентский экстремизм. Те, кто опасался, что внедрение системы качества потребует больших финансовых затрат и мобилизации человеческих ресурсов, поняли, что речь главным образом идет о правильной организации процесса внутри коллектива.

Как подчеркнул Олег Швабский, без лидерства первого лица проекты по внедрению системы менеджмента качества не могут быть реализованы. Безусловно, лучше, когда главный врач обладает практическими навыками в этой сфере, но главное – видеть цель и на пути к ней не обращать внимания на каждый барьер. Важно также наличие команды: сотрудники, настроенные на изменения, есть в любом коллективе, надо только их выявить.

По его словам, государство сегодня не вкладывает средства в совершенствование внутреннего контроля качества медицинской помощи в учреждениях здравоохранения. Разработанные Росздравнадзором предложения предполагают добровольное участие медорганизаций и регионов. «Но мы видим, что это востребовано, и говорим органам управления здравоохранением, что все-таки нужна поддержка, в том числе финансовая. «У нас сейчас меняется подход к контрольно-надзорной деятельности – снижается количество проверок. Соответственно растет ответственность медорганизации за качество и безопасность. А значит, она должна быть «Тойотой», «Фольксвагеном», «Аэрофлотом», по сути, эталонным, максимально надежным автомобилем и самолетом, которым мы доверяем. Также мы должны доверять больницам, всей системе здравоохранения России», - считает представитель Росздравнадзора.

Закрепить результат

Большинство проектов по внедрению системы менеджмента качества в здравоохранении в нашей стране закончились безрезультатно, признали организаторы конференции. И перезапустить их как раз призвано состоявшееся мероприятие, на котором, помимо голландского опыта, были представлены и российские примеры успеха в этой сфере. Так, главный врач Больницы скорой медицинской помощи Набережных Челнов Марат Мухамадеев рассказал о том, как внедрение международных стандартов JCI повысило эффективность этой медорганизации. А профессор кафедры стратегического и финансового менеджмента Байкальской международной бизнес-школы Надежда Князюк поделилась опытом совершенствования деятельности Иркутского диагностического центра на основе ISO 9000. «Отдача происходит не быстро, но уже через год мы увидели, что снижаются затраты на переделки. Вывод: экономически целесообразно увеличивать затраты на качество в медорганизации при положительном влиянии на минимизацию общих затрат. Помимо валового дохода и других экономических показателей выросла удовлетворенность конечных потребителей – пациентов», - констатировала она.

Надежда Князюк

По словам Михаила Югая, если из 200 посетивших конференцию 20 руководителей медорганизаций попытаются внедрить систему управления качеством, это будет хороший результат. А закрепить его позволит формат мероприятия, состоящего из четырех модулей, между которыми примерно трехмесячный интервал. За это время заразившиеся вирусом качества смогут применить полученные знания и инструменты на практике. «Мы будем сопровождать коллег на всех этапах и, если возникнет необходимость, предоставим им возможность консультироваться с голландскими специалистами. Нам нужно использовать по максимуму передовой опыт, пришло время строить качественную медицину», - резюмировал он.

Отметим, что, помимо четырех модулей программы по управлению качеством медицинской помощи, российских медицинских специалистов ожидает насыщенная программа образовательных и профессиональных мероприятий.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.