На эти цели из федерального бюджета будет выделено в 2017 году 3,3 млрд рублей, на эти деньги органы здравоохранения субъектов РФ будут закупать услуги авиаперевозчиков, сообщил Владимир Путин в ежегодном Послании Федеральному собранию. Всего за три года санитарная авиация в регионах получит дополнительно 10 млрд рублей, на эти средства регионы смогут закупить дополнительно больше 8 500 вылетов.
Деньги, конечно, немалые. Однако, по данным главы Минздрава Вероники Скворцовой, расчетная стоимость авиационных транспортных услуг, необходимых медицинским организациям для оказания экстренной консультативной медицинской помощи и эвакуации, составляет около 11 млрд рублей в год. Анализ, проведенный совместно с субъектами РФ, установил, что потребность страны, 28 тысяч населенных пунктов которой вообще недоступны по земле, составляет более 32 тыс. вылетов санитарной авиации в год. И это без учета чрезвычайных ситуаций. Самая острая необходимость возникает в оказании медицинской помощи по профилям: хирургия, нейрохирургия, акушерство и гинекология и неонаталогия.
Сейчас выполняется рейсов в три раза меньше потребности и, по крайней мере, в пять раз меньше, чем в советский период в масштабах РСФСР. Сдерживающими факторами являются высокая стоимость летного часа и отсутствие российских медицинских воздушных судов.
Как пояснила «МВ» начальник отдела экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации Управления организации медицинского обеспечения в ЧС Штаба Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» Минздрава России Ольга Гармаш, потребность в вылетах санитарной авиации действительно выше, чем предполагается приоритетным проектом. Однако средства выделяются на условиях софинансирования, то есть сопоставимую сумму должен направить на эти цели региональный бюджет, что позволит повысить качество экстренной консультативной медицинской помощи (ЭКМП), ее доступность.
«Отделения ЭКМП сельскому населению или, по другому, санавиации были созданы еще в прошлом веке во всех субъектах при областных больницах или Центрах медицины катастроф. Система успешно работала до начала 1990-х годов, и никогда не было разговоров о том, что это дорого. Но когда разразился финансовый кризис, приведший к развалу СССР, регионы начали отказываться от заключения договоров с авиаторами из-за отсутствия денег. Примерно в половине субъектов было принято такое решение, но в остальных, главным образом в тех, где медикам не летать невозможно, санавиация продолжает финансироваться за счет местных бюджетов», - рассказала она.
Для некоторых регионов санитарная авиация - вопрос жизни и смерти, там тратится на медицинскую эвакуацию до 1 млрд рублей в год
В пример Ольга Гармаш приводит Республику Саха (Якутия). «Для них санитарная авиация - вопрос жизни, там нет дорог, расстояния огромные, а большая часть населения кочует. Поэтому они летают много, до 90% всех заявок на оказание экстренной медпомощи выполняются с применением воздушных судов. Тратили на это пять лет назад полмиллиарда рублей, сейчас по 1 млрд каждый год, и им этого не хватает. Еще покупают билеты на рейсовые самолеты – возят врачей и транспортабельных пациентов. А в Екатеринбурге работает сразу четыре отделения ЭКМП - общепрофильное и три по профилям - акушерско-гинекологическое, ожоговое и реанимационное. Это очень мощная система с подготовленными кадрами», - отметила она.
По данным Вероники Скворцовой, санавиация сейчас активно развивается только в 38 субъектах РФ. В основном в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока. В европейской части страны воздушные суда используются только в Республике Карелия, Архангельской, Воронежской, Мурманской областях, Москве и Санкт-Петербурге. Применение санитарной авиации актуально и для мегаполисов: в Москве за последние два года осуществлено более 2 тыс. вылетов, что существенно сократило время доставки больных в стационары.
Приоритетный проект по развитию санавиации, в который планируется включить 34 субъекта РФ, рассчитан на те регионы, где медикам не летать невозможно. Если не усиливать это направление на территориях от Уральского хребта до границ на Дальнем Востоке, население там будет болеть и умирать, подчеркивает Ольга Гармаш. По ее словам, решению о выделении федеральных средств на эти цели предшествовала 10-летняя работа специалистов Всероссийского центра медицины катастроф и глав наиболее заинтересованных в развитии санавиации регионов. «Еще в 2006 году после принятия Федеральной целевой программы по повышению безопасности дорожного движения правительство дало поручение нашей службе разработать медицинскую составляющую системы применения легких вертолетов при оказании медпомощи пострадавшим в ДТП на федеральных автомагистралях, а МЧС проработать техническую сторону вопроса. Оказалось, что среди стран «Большой восьмерки» Россия была единственной страной, которая не применяла для этих целей легкие вертолеты. Это послужило отправной точкой в решении проблемы применения воздушных судов в здравоохранении», - вспоминает она.
Регионы проявили живой интерес к проекту, несмотря на то, что он рассчитан только на три года, а уже с 2020-го им вновь придется финансировать санавиацию за собственный счет. Во время беседы корреспондента «МВ» с Ольгой Гармаш ей позвонили из администрации Карачаево-Черкесии и сообщили, что готовы стать первой из республик Северного Кавказа, претендующей на участие в программе.
Как рассказал «МВ» министр здравоохранения Республики Алтай Владимир Пелеганчук, этот регион - также один из претендентов. «Для республики с ее расстояниями и гористой местностью это очень важное направление. Нас в первую очередь интересует финансирование за счет федерального бюджета достаточного количества летных часов. Технику закупать не планируем, вертолеты есть у территориального центра медицины катастроф, у лесоавиаохраны, чьи услуги мы сможем оплачивать. Правильная настройка
маршрутизации пациентов позволит сократить сроки их доставки в медучреждения, особенно из высокогорных районов. Понятно, что это не решит все проблемы, потому что вертолеты ночью и в плохую погоду не летают. Но если в структуре регионального здравоохранения будет в достаточном количестве вылетов санавиации, ситуация будет меняться в лучшую сторону», - уверен он.
На какую сумму из федерального бюджета в рамках программы рассчитывает регион Владимир Пелеганчук сообщить затруднился. «Пока нет нормативной базы, непонятно, как именно рассчитывать потребности в вылетах – по километражу или по количеству случаев», - уточнил он.
Легкие вертолеты годятся только для европейской части страны, где расстояния небольшие, они летают максимум на 400 км, имеют ограничения по емкости салона. Для остальных регионов нужны вертолеты среднего класса и самолеты, которые могут одним рейсом собирать пациентов по разным населенным пунктам и доставлять в лечебные учреждения по профилю.
Сегодня в стране допущено к осуществлению санитарных заданий 78 авиакомпаний, в том числе четыре государственных, используются воздушные суда гражданской авиации и специализированные вертолеты и самолеты МЧС. Однако основная масса воздушных судов рассчитана лишь на транспортные перевозки пассажиров, но не на выполнение медицинских эвакуаций, поскольку не оборудованы специальными медицинскими модулями. Пока единственный в России турбореактивный медицинский самолет «Hawker 800 XP» имеется в парке компании «Профессиональная медицинская лига». Но проблема решается: в 2013 году были зарегистрированы и сертифицированы отечественные мобильные медицинские модули, производимые предприятием Республики Татарстан. Такой модуль для самолета стоит примерно 24 млн рублей, для вертолета – около 30 млн. Кстати, там же, в Казани, выпускаются новые легкие вертолеты «Ансат», которые планируется оснащать медицинскими модулями.
В принципе в стране хватает аэродромов, посадочных площадок и взлетно-посадочных полос для обеспечения потребностей санавиации. Так, в 2015 году функционировали 234 вертолетные площадки, в том числе 46 - при ЛПУ. Приоритетный проект предусматривает усиление наземной инфраструктуры за счет строительства и реконструкции 34 вертолетных площадок при медицинских организациях.
Главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев указывает, что проблемы отечественной санавиации связаны не с нехваткой вертолетов и наземной инфраструктуры. «Не хватает средств на осуществление полетов. И не факт, что их будет достаточно для покрытия всех случаев, когда использование санавиации оправданно с точки зрения медицинских показаний. Ведь, помимо традиционных вылетов по санзаданиям, когда речь идет о спасении жизней и сохранении здоровья пострадавших, например, в ДТП или других ЧС, существует большой пласт работ, таких например, как межгоспитальная транспортировка, то есть когда пациента с каким-то диагнозом доставляют в специализированное медучреждение, где ему могут оказать наиболее квалифицированную помощь. И это большая проблема. Так, в одном из регионов выделенные из бюджета средства использовались в том числе на межгоспитальную транспортировку и были потрачены за 4 месяца интенсивных полетов», - рассказал он. В связи с этим, по его словам, 3,3 млрд рублей вряд ли хватит на год для того, чтобы обеспечить закупку авиауслуг для оперативной эвакуации всех нуждающихся в этом на всей территории страны.
Ольга Гармаш подтверждает, что приоритетный проект Минздрава ставит задачу обеспечить только экстренные случаи эвакуации. Что касается межгоспитальной транспортировки пациентов, пока идут согласования.
«Другие проблемы санавиации характерны в общем-то для всего мира, они связаны с тем, что существуют повышенные требования к квалификации пилотов, чтобы гарантировать безопасность выполнения полетов в сложных метеоусловиях, в ночное время, если это вообще допустимо. И выполнить эти требования может оказаться гораздо сложнее, чем выделить средства на дополнительные часы полетов», - отметил Олег Пантелеев.
На его взгляд, взрывной рост вложений в санавиацию не приведет к столь же интенсивному улучшению качества медицинской помощи. «Потому что очень многое зависит не столько от объемов финансирования летных часов, сколько от построения взаимодействия между различными сторонами. Но это, скорее, медицинский аспект – нужно уметь принимать грамотное решение, прибывший на место крупной аварии вертолет может не потребоваться для эвакуации пострадавших, в ряде случаев достаточно проведения каких-то мероприятий на месте, а потом отправки пострадавших на машине скорой помощи. Безусловно, важно обратить внимание не столько на авиационную составляющую, сколько на отработку взаимодействия всех сторон – авиаторов, медиков», - подчеркнул он.
Ольга Гармаш сообщила, что на базе Всероссийского центра медицины катастроф прошли подготовку уже около 2 тысяч специалистов авиамедбригад, и сейчас эта работа будет интенсифицирована. Что касается вопроса о том, реально ли достичь показателей, обозначенных в приоритетном проекте - увеличение доли лиц, госпитализированных по экстренным показаниям в течение первых суток в 2017 году до 71%, а в 2019-м – до 90%, по ее словам, у нас просто нет другого варианта. «Дело не в цифрах, показатели здоровья населения надо улучшать однозначно. В том числе за счет выездных форм работы. Конечно, даже с началом этой программы полстраны как не летало, так и не будет летать еще какое-то время. Но с чего-то надо начинать, и мы надеемся, что следующий шаг будет сделан», - считает она.
Олег Пантелеев полагает, что проблему финансирования санавиации в перспективе можно решать с использованием страховых инструментов. «В мире широко практикуется такой подход. Понятно, что для решения системных задач – строительство площадок, подготовка специалистов или закупка дорогостоящей вертолетной техники – бюджетная поддержка может оказаться неоценимой. Но оплата летных часов, оплата вызовов может покрываться за счет страховок. Интересен в этом плане опыт Всеобщего немецкого автоклуба (ADAC), который имеет большой парк вертолетов и обеспечивает экстренной медицинской помощью своих членов. Так называемая Служба желтых ангелов эффективно решает задачу спасения пострадавших в ДТП, но и не ограничивается этим», - сообщил он.
Ольга Гармаш категорически против страхового варианта в системе оказания экстренной медпомощи. По ее словам, она принципиально не вписывается в основы, заложенные в систему ОМС, где предусмотрена оплата оказанной медуслуги по законченному случаю. «Во-первых, ЭКМП не предполагает такую форму оплаты. А, во-вторых, ни один ТФОМС не потянет эту высокозатратную услугу, у них просто нет таких денег. И хотя сейчас в 10 или 11 субъектах отделения ЭКМП переведены на ОМС, сделано это без соблюдения буквы закона. Как правило, тариф на эту услугу не рассчитан, и деньги из ТФОМС просто направляются на финансирование санавиации, когда бюджет этого сделать не в состоянии. Но надо отметить, что в этих регионах динамика с оказанием ЭКМП отрицательная, ухудшается в том числе оказание такой помощи детям, снижается количество вылетов. Потому что это дорого», - отметила она.
Что касается варианта с дополнительным страхованием, по словам Ольги Гармаш, ни одна зарубежная страховая медицинская модель для нашей страны не подходит. «У нас свой колоссальный опыт. Систему санитарной авиации в стране начали создавать в 1925 году и уже в 1936-м мы занимали первое место в мире по количеству самолетов, используемых для оказания экстренной медпомощи», - резюмировала она.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.