Сейчас разница в финансировании в расчете на одного обучающегося в вузах, находящихся в ведении разных федеральных органов государственной власти, может различаться в два и более раза. На эту несправедливость депутаты указали на заседании Госдумы 17 февраля, когда было принято соответствующее обращение в правительство. Правда, в первоначальной редакции документа речь шла только об аграрных вузах, однако спикер нижней палаты Вячеслав Володин заявил, что проблема намного шире и касается по сути всех отраслевых вузов. Особенно «кричащей» он назвал ситуацию с финансированием вузов, подведомственных Минздраву.
В результате Комитет по охране здоровья Госдумы направил еще одно обращение, к вице-премьеру Ольге Голодец, отдельно по медицине. Как полагают парламентарии, на подготовку врачей государство должно тратить больше средств. И настаивают на дополнительном анализе распределения специальностей, направлений подготовки по установленным стоимостным группам и размеров применяемых по ним корректирующих коэффициентов.
Вузы, как и школы, финансируются исходя из количества обучающихся. Каждое ведомство определяет базовый норматив, то есть минимальную сумму на обучение и поправочные коэффициенты. Правда, для вузов предусмотрены еще и разные повышающие коэффициенты, они не для всех одинаковы - где-то больше, где-то меньше. Есть целевые субсидии, гранты. Но не все, конечно, их получают. Поэтому в итоге в разных вузах разная финансовая ситуация», - прокомментировал «МВ» заместитель председателя Комитета по охране здоровья Госдумы РФ Леонид Огуль.
Как уточнил депутат, поток финансирования может различаться и в зависимости от специальности. Так, например, по таким направлениям, как медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика, затраты на обучение одного студента составляют сейчас 120-130 тысяч рублей в год. По другим медицинским специальностям - общей врачебной практики, терапии, педиатрии, анестезиологии-реаниматологии – чуть более 70 тысяч рублей. Это, так называемая вторая стоимостная группа.
При этом базовая сумма в 76,7 тысячи рублей не учитывает затраты на практическую подготовку будущих медиков, то есть не покрывает реальных затрат на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами. И вуз вынужден выходить из ситуации за счет платных студентов. «В итоге больше знаний и опыта получит тот студент, вуз которого может позволить себе собственные клинические базы и лаборатории. Но среди медицинских вузов, подведомственных Минздраву, таких 29 из 47. Отсюда и неравенство в качестве подготовки медиков, при том, что диплом врача у всех одинаковый», - уточняет Леонид Огуль.
Отдельно в послании Ольге Голодец затронут вопрос обучения непрофильным специальностям. «Нормальная логика подсказывает, что если вуз отраслевой, то и готовить он должен студентов на отраслевые специальности, то есть вузы Минздрава должны готовить врачей, а не делать из себя университеты и академии. То же самое по вузам Минобра - учителей, а не всех подряд. В последние лет 20 реформа вузовского образования привела к тому, что все то, что раньше называлось институт, то есть было отраслевым вузом, расширило специальности, по которым готовят студентов, и стало университетом или академией. Не знаю точно, но, скорее всего, это было связано в бОльшим финансированием и статусом, что позволяло получить больше студентов и денег. Естественно, что профессиональная подготовка по непрофильным специальностям не могла быть столь же хорошей, как по традиционным профильным. В итоге - общее снижение качества образования», - считает директор Департамента управления и развития персонала медицинского холдинга «СМ-Клиника» Татьяна Григоренко.
По мнению экспертов, надо увеличивать финансирование профильных специальностей. Тогда у вузов была бы мотивация для сокращения непрофильных и перевода их в соответствующие вузы.
Между тем на днях было опубликовано постановление правительства, в соответствии с которым финансирование ведущих российских университетов уменьшено почти на треть. Речь идет о вузах, которые входят в программу «5-100», направленную на продвижение отечественных образовательных учреждений в сотню лучших университетов мир. Правда, из профильных вузов Минздрава этом списке только Первый МГМУ им. И.М. Сеченова.
Согласно документу, финансирование ведущих университетов России из программы «5-100» в 2017–2019 годах будет сокращено на 12,7 млрд рублей. В следующем году дотации вузам сократятся до 10,6 млрд рублей, в 2018 году — до 10,2 млрд, а в 2019-м — до 10 млрд рублей. В предыдущем постановлении правительства от 16 марта 2013 года говорится, что в 2017 году и в последующие два года на поддержку вузов должно выделяться по 14,5 млрд рублей.
При этом министр образования и науки РФ Ольга Васильева заявила, что базовое финансирование вузов в рамках государственного задания не сокращалось, не был урезан и стипендиальный фонд, а вузовская наука, наоборот, получит денег больше, чем планировалось.

Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.