С 1 июля 2020 года все организации, имеющие лицензии на фармацевтическую и медицинскую деятельность, обязаны были передавать данные в Федеральную государственную информационную систему «Мониторинг движения лекарственных препаратов» (ФГИС МДЛП).
В цепочке участвуют производители, дистрибьюторы, аптеки и медицинские учреждения. Производитель наносит на упаковку лекарства уникальный цифровой код Data Matrix и передает сведения о введении продукции в оборот в СМДЛП.
Каждая передача права собственности на код (от производителя к дистрибьютору, от дистрибьютора в аптеку или медицинскую организацию) фиксируется в системе. Аптека или больница подтверждают отпуск препарата конечному потребителю, просканировав код регистратором выбытия.
СМДЛП не учитывает депрессивного положения больничных аптек: отсутствие нормативно-правовой базы, дефицит персонала, низкий размер оплаты труда, убежден основатель профессионального сообщества работников больничных аптек «Аптеки ЛПУ» Вадим Зубков.
По его словам, инфузионные растворы объемом 100, 250, 500, 1000 мл принимаются десятками и сотнями тысяч флаконов по каждому наименованию за одну поставку и затем отпускаются в структурные подразделения сотнями флаконов. Грузчиков в больничной аптеке нет, сотрудники, в основном женщины, сами должны отсканировать каждую коробку весом 5–10 кг. Это отнимает массу сил и времени, объясняет Зубков.
По просьбам аптек ЛПУ некоторые производители стали размещать групповой код на короб с инфузионными растворами. Каждый флакон сканировать в таком случае не обязательно. Но беда в том, что это делают далеко не все предприятия. А прописать такое условие при размещении госзакупки, значит, нажить неприятности со стороны ФАС.
«Сотрудники больничных аптек вынуждены выходить на работу в выходные дни и в праздники, оставаться после конца рабочего дня, чтобы «пропикивать» упаковки лекарств, — комментирует Зубков. — Переработки не оплачиваются».
Провизоры ЛПУ предлагают установить иной порядок учета во ФГИС МДЛП лекарств, таких как инфузионные растворы для парентерального введения, противомикробные препараты и другие, которые отпускаются в больших количествах в стационарах. Или приравнять передачу сведений о приемке препаратов в медорганизацию к выбытию.
«Нет никаких разумных причин осуществлять выбытие непосредственно после выдачи лекарственных препаратов из аптеки в отделения больницы», — считает Зубков.
Представители сообщества просят ввести в штат больничной аптеки специалиста по программному обеспечению либо оператора по маркировке, который бы разбирался в технической стороне вопроса.
«Мне непонятно требование внести данные в систему в течение одних суток после получения препарата и появления сведений об отгрузке», — сказал «МВ» сотрудник одной из больничных аптек на условиях анонимности.
Дело в том, что информация в системе об отгрузке товара появляется за несколько дней до его фактического поступления в больницу.
«Сведения я вношу по факту приемки товара, в соответствии с контрактом у нас в ЛПУ срок приемки составляет три дня, — рассказывает источник. — А еще мы продолжаем получать запросы от контролирующих органов: подтвердить ту или иную информацию сведениями из СМДЛП, например, нет ли у нас препаратов с истекшим сроком годности в обороте. Зачем спрашивать у нас, если можно зайти в СМДЛП и все самим увидеть».
Есть вопросы и у тех организаций, которые осуществляют медицинскую деятельность по направлениям медицинская статистика и организационно-методическая работа. С лекарственными средствами они дела не имеют, но лицензионное требование — подключение к СМДЛП — вынуждены соблюсти. Какой в этом смысл, им непонятно.
Внедрение системы маркировки существенно повлияло и на работу производителей лекарств, уверен генеральный директор АО НПК «Эском» (специализируется на инфузионных растворах) Андрей Водолазкин.
«Мы приняли в штат новых сотрудников, провели обучение персонала по маркировке продукции и сканированию. Все это влечет рост себестоимости лекарств», — подчеркнул он.
По словам Водолазкина, осенью 2020 года дистрибьюторы, аптеки и медучреждения жаловались на сбои в системе и сложности при считывании кодов Data Matrix. Это задерживало процесс приемки товара от нескольких часов до нескольких суток.
В ноябре Всероссийский союз пациентов получил множество жалоб из регионов на отсутствие необходимых препаратов как в аптеках, так и в стационарном звене. Одной из причин сопредседатель ВСП Ян Власов назвал непродуманное внедрение системы маркировки ЛС при отсутствии полных расчетов ее стоимости для компаний.
«Из-за сбоев работы системы МДЛП (обработка отчетов) фуры с товаром стояли до суток, ряд дистрибьюторов отказывался работать с маркированной продукцией, — вспоминает Водолазкин. — После шквала претензий оператор системы МДЛП пошел на временное упрощение процедуры. Если участники рынка сканируют код, подают информацию в момент приемки товара и не получают в течение 15 минут подтверждения от системы, они могут продолжить движение товара».
Перевод СМДЛП в уведомительный режим позволил устранить сложности с партиями маркированных лекарств. «Сегодня в среднем более 90% документов в системе обрабатываются от одной до десяти минут», — резюмирует Водолазкин.
В разных регионах «выкручиваются» по-разному. По инициативе губернатора Нижегородской области Глеба Никитина ГП НО «Нижегородская областная фармация» (НОФ) запустила пилотный проект совместно с Борской ЦРБ по автоматизации закупок лекарств и расходных материалов.
«Заодно мы сняли с больницы самую ресурсозатратную часть работы с СМДЛП: сканирование каждой упаковки препарата, — рассказывает генеральный директор «НОФ» Павел Ястребов. — В результате у медорганизации осталась единственная связанная с МДЛП функция: нажать кнопку для оформления выбытия всей поставки».
Опыт признан положительным, принято решение о распространении его на все ЛПУ региона до середины 2022 года.
В небольших стационарах рассказывают, что болезни роста позади и система маркировки лекарств работает заметно лучше, чем на старте.
«В прошлом году, когда маркировку только вводили, было тяжело, — поясняет главная медицинская сестра Детской больницы № 1 Ростова-на-Дону Елена Игнатова. — Были дни, когда я была занята только маркировкой и уже на другие рабочие вопросы у меня не оставалось времени. Система тормозила, были проблемы с введением данных в нее».
По словам Игнатовой, в этом году таких ситуаций уже не возникает. К тому же для целенаправленной работы с СМДЛП в штат больницы взяли заведующую аптечным завскладом.
«Конечно, у нас небольшая больница, всего 100 коек, в крупных стационарах ситуация отличается, — признает Игнатова. — В любом случае идея убрать контрафакт с рынка хорошая. Просто нужно время, чтобы научиться работать с системой. Нам в этом смысле повезло: специалисты территориального фонда ОМС в любое время приходят на помощь, если у нас что-то не получается».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.