Компания Ipsos в России провела исследование Medi-Q «Мнение практикующих врачей» (выборка свыше 12 тыс. врачей амбулаторной практики в 21 городе), с результатами которого ознакомился «МВ». Оно посвящено тому, как специалисты разных профилей оценивают комплаентность своих пациентов и возможности повлиять на нежелание некоторых больных следовать советам своего врача.
На то, что более 31% пациентов не следуют назначениям или не покупают выписанные препараты, указали 31% эндокринологов, 29% кардиологов, 25% терапевтов. В значительно меньшей степени с этой проблемой сталкиваются педиатры и дерматологи (13 и 14% соответственно).
Самая распространенная причина, почему пациенты не следуют назначениям врача, — высокая стоимость предлагаемого лечения. В наибольшей степени это характерно для назначений хирургов (42%), в меньшей степени для педиатров (22%).
На возможные опасения по поводу побочных эффектов назначенных препаратов обращают внимание преимущественно ревматологи (24%), терапевты (19%) и неврологи (19%).
«Неудобства для пациента, связанные с приемом лекарств и выполнением рекомендаций, в большей степени отмечают эндокринологи (17%) и офтальмологи (14%), — говорит менеджер по маркетингу компании Ipsos Шамиль Ахметзянов. — Отсутствие лечебного эффекта ранее назначенных препаратов — ревматологи (10%) и терапевты (9%). Кроме того, представители этих двух специальностей больше других отмечают сомнения пациента в компетентности врача».
Уровень некомплаентности пациентов по мнению врачей
Источник: Medi-Q, Весна 2020
Что нужно сделать, чтобы убедить пациента лечиться? Предупредить его о последствиях для здоровья в случае невыполнения назначений и рекомендаций. 54% врачей сообщили, что применяют этот способ всегда.
Эффективно и заранее проинформировать о неудобствах, связанных с терапией (53%). По этому пути особенно часто идут гастроэнтерологи, эндокринологи, гинекологи и урологи.
На третьем месте находится обсуждение возможности замены назначенных препаратов, если они не подходят пациенту по цене (48%). Этот способ выбирают терапевты.
«Самый распространенный подход — объяснять пациенту выбранную тактику лечения заболевания, — говорит руководитель регулярных проектов PrIndex, Medi-Q компании Ipsos Наталья Алимова. — К нему всегда прибегают 33% врачей, а часто — 38%. Эта мера наиболее характерна для педиатров, дерматологов и ревматологов».
Хирургов отличает наиболее комплексный подход, заключающийся в комбинировании всех доступных средств, кроме информирования о возможных неудобствах лечения.
Наиболее частые причины некомплаентности пациентов по мнению врачей
Источник: Medi-Q, Весна 2020
Тема комплаентности неразрывно связана с таким профессиональным навыком врача, как коммуникация, комментирует председатель общественной организации «Молодые медики Дона» Роман Поликарпов.
«Как правило, академические программы подготовки врачей не предусматривают в достаточной степени обучения навыкам общения с пациентом и его родственниками, консультирования, — уверен он. — С другой стороны, сама парадигма отношений «врач—пациент» в нашей стране по-прежнему в большей мере строится на патернализме».
По его мнению, более эффективной моделью могла бы быть партнерская, которая предусматривает учет индивидуальных особенностей пациента, более широкий взгляд на каждый случай помощи. Речь не только об информировании, но о совместном поиске решения проблем, которые могут помешать человеку следовать рекомендациям и применять назначенное лечение.
«Этому необходимо обучать врачей, — полагает Поликарпов. — В ноябре этого года мы открыли школу профессиональных коммуникаций, которая как раз и призвана повысить в том числе комплаентность через развитие у медицинских работников навыков эффективного общения».
Консультант по медицинским коммуникациям, пациентоцентричности, генеральный директор консалтинговой компании «Kobzeva.ru» Вера Кобзева во многом согласна с коллегой.
«Я веду тренинги для врачей по медицинской коммуникации и вижу, что содержание этого понятия понимается по-разному, — объясняет она. — Часть из них вообще на ставит себе такую задачу — работать над комплаенсом: «Я сказал, назначил, а будет ли пациент следовать назначениям — это его дело».
Специалисты, которые исходят из принципа «врач и пациент — партнеры в борьбе с болезнью», заинтересованы в приверженности больных лечению не на словах, а на деле, уточняет Кобзева. Они уделяют этому время и умеют объяснить назначения и мотивировать больных начать, продолжать, не бросать терапию. Причем делают это деликатно, без давления и запугивания.
Чем больше доверия у пациента к врачу и чем лучше отношения между ними, тем более вовлечен и привержен первый терапии. В результате показатели лечения лучше и стабильнее, уверена Кобзева.
«Это нужно обеим сторонам, так как довольные и благодарные пациенты — лучшее средство от профессионального выгорания врача», — резюмирует она.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.