С июля Мурманская область в гордом одиночестве начнет реализацию программы «Арктический доктор», призванной остановить отток медиков с Севера. Еще в 2014 г. в стране была запущена другая, федеральная программа «Земский доктор», но региональные власти уверяют, что она им не подходит из-за преобладания на Кольском полуострове городского населения. Три самых крупных города области – Мурманск, Апатиты и Североморск с населением более 50 тыс. каждый – под действие федеральной программы не подпадают.
Обеспеченность региона врачами, по словам губернатора Марины Ковтун, 59%. Однако недавно она заявила, что дефицит врачей в медорганизациях трех крупнейших городов области составляет 75%. По данным регионального Минздрава, нехватка кадров заметнее всего в отдаленных малых городах и районах с низкой плотностью населения. То есть губернатор утверждает, что врачей не хватает в больших городах, а ее подчиненные сообщают о противоположном.
Полпредство в СЗФО сообщило: в регионе работают 3670 врачей, к началу марта не хватало 541 специалиста, т.е. всего 12,8%. За полгода нехватка врачей сократилась на 95 человек.
В последние 15 лет обеспеченность врачами существенно не менялась: они покидают регион, как и остальные жители. За 2002–2017 гг. население Мурманской области сократилось на 15%, число врачей – на 15,7%.
Как и в большинстве других регионов, ощутимо не хватает врачей скорой медицинской помощи, фтизиатров, инфекционистов, детских хирургов и эндокринологов. А вот обеспеченность анестезиологами-реаниматологами, сердечно-сосудистыми хирургами, рентгенологами в последние годы даже улучшилась. Во всяком случае, в Мурманской области ситуация с врачами точно не хуже, чем у других. В Воркуте дефицит кадров достигает 456 человек при укомплектованности 38,2% и коэффициенте совместительства 2,45!
Разработку «арктической» программы власти начали два года назад. Но предложение принять ее было высказано специалистами и законодателями региона еще в 2012 г., сообщил депутат Мурманской областной думы Олег Минин. А его коллега Александр Макаревич называет еще более раннюю дату – 2007 г. Ничего нового с тех пор не придумано.
«Мы обозначили главную проблему регионального здравоохранения – растущий дефицит медицинских кадров, – говорит Александр Макаревич, – и предлагали пути ее решения: целевой набор в мединституты, предоставление жилья, выплата “подъемных”. Но прежние губернаторы, а поначалу и Марина Ковтун отрицали остроту проблемы».
«Арктический доктор» предусматривает выплаты врачам, прибывающим в регион, в размере 2 млн руб. (против 1 млн по программе «Земский доктор»). Но деньги будут выплачиваться поэтапно: 0,5 млн – при устройстве на работу, столько же спустя год и еще 1 млн руб. по истечении пяти лет. Кроме того, врачам предложат льготную ипотеку (с погашением 20% от суммы первоначального взноса). Правительство региона намерено привлекать не выпускников медвузов, а сложившихся специалистов с опытом, чтобы те не надумали покинуть северные края. Региональному Минздраву поставлена задача непременно найти врачей со стажем от 10 лет, первой или высшей категории квалификации. Так что к февралю из 30 соискателей отказано 25.
Мурманчане надеялись на софинансирование программы Москвой. В ноябре губернатор попыталась заручиться согласием президента, но услышала: «Дорабатывайте это с Минфином, с Минздравом. Постараюсь вас поддержать». Иными словами, программа недоработанная. Согласие двух ведомств было непременным условием ее запуска на федеральном уровне, и оно не получено.
Да и как принять программу для нескольких городов, разбросанных по разным федеральным округам? Например, в СЗФО шесть таких точек в трех регионах – Мурманск, Апатиты, Североморск, Архангельск, Северодвинск и Воркута.
Отвечая порталу Medvestnik.ru, помощник полпреда в СЗФО Александра Беглова Евгений Карпичев высказался осторожно и сослался на мнение не самого Беглова, а его подчиненных. «Аппарат полномочного представителя поддерживает необходимость принятия дополнительных мер для привлечения медицинских кадров в учреждения на территории Арктической зоны, – написал он. – Однако требуется оценка их социально-экономической эффективности, определение механизмов реализации и источников финансирования со стороны профильных министерств и ведомств». Последняя фраза в оригинале выделена жирным шрифтом.
Марина Ковтун, не дождавшись благосклонности центра, готова запустить программу своими силами. Затраты региона в течение 10 лет составят 1,2 млрд руб., хотя поначалу он был готов взять на себя 0,5 млрд. В 2018 г. планирруется потратить 35 млн руб., по словам губернатора, на привлечение 10 специалистов. На самом деле такой суммы хватит на «подъемные» 70 врачам, а для 10 можно было бы купить квартиры. Цифры не стыкуются, а объяснения этому не прозвучало.
Сегодня на Севере реализуется та же программа, что и в остальной стране. Но за все время действия «Земского доктора» в Мурманской области на вакантные места устроено всего 39 врачей. Для сравнения: в Омской области – почти 400, в Дагестане – около 900 и в арктическом ЯНАО – 125.
Переезд в сельскую местность не означает, что врачу автоматически выплатят обещанный миллион. Надо пройти всю цепочку согласований на месте и в региональном Минздраве. А прежде – убедиться, что твое рабочее место попадает в местные перечни, определяющие, кому выплачивать деньги, а в ком сельская медицина как бы не нуждается, хотя врачебная должность существует. В интернет-сообществе «Земский доктор» приводятся случаи, когда врач прибывает на место, ему предлагают сразу приступить к работе и лишь затем оформить документы для выплаты , но спустя месяцы из областного центра приходит отказ. А от беременных часто требуют вернуть выплаты. Каждый клерк толкует правила и законы на свой лад. Юристы полагают, что с «Арктическим доктором» выйдет то же самое.
Регионы и без программы оказывают поддержку приезжающим врачам кто какую может. Та же Мурманская область единовременно выплачивает 500 тыс. рублей медработникам в возрасте до 55 лет («Арктический доктор» ограничивает предельный возраст участников 50 годами) и ежеквартально 15 тыс. рублей на покрытие расходов по коммунальным услугам и проживанию. В Республике Коми врачам наиболее дефицитных специальностей выплачивают при трудоустройстве по 100 тыс. рублей, в Красноярском крае возмещают расходы на оплату найма жилья, а новым специалистам, в том числе прибывшим после учебы целевикам, в течение пяти лет прибавляют к зарплате половину минимального оклада.
Но на самом деле врачи едут в Заполярье прежде всего за зарплатой. В Мурманской области она одна из самых высоких на Северо-Западе – в среднем 72,7 тыс. руб. с учетом северных надбавок и совместительства (в Псковской области – 39,7 тыс.). Выше только в Петербурге и НАО.
Всего через несколько месяцев работы 2 миллиона покажутся переехавшему в Мурманск врачу не слишком большой суммой: это 20–30 месячных зарплат, да и те в рассрочку. Врач со стажем и квалификационной категорией может заработать сравнимые деньги, не обременяя себя многолетними обязательствами.
«Такая мера, как поэтапная выплата 2 млн руб. привлеченным врачам, была бы актуальна для края», – считают в Минздраве Красноярского края. «Выплаты в 1 млн не задерживают специалистов, особенно на селе, где нет городских условий жизни», – добавляют в Департаменте здравоохранения НАО. Это общий ход чиновной мысли: если улучшить условия жизни и работы трудно, так хоть деньгами привлечь.
Фото: arctictime.ru
Ненецкая окружная больница предложила Собранию депутатов НАО распространить программу «Земский доктор» на округ с арктическим коэффициентом 2,6, т.е. выплачивать 2,6 млн рублей для сельских учреждений. Но здесь не свели все к деньгам. «Мы предложили предоставлять служебное жилье или компенсации за его съем, чтобы люди, приезжая на Север, могли зарабатывать и строить жилье где-то в другом регионе, – говорит главврач Ненецкой окружной больницы Андрей Дедов. – Только в Нарьян-Маре 86 сотрудников больницы стоят в очереди на служебное жилье».
Вероятно, они бы уехали, если б не зарплата. В окружной больнице, в соответствии с майскими указами Президента РФ, она приближается к 150 тыс. рублей. Результат: в последние три года, несмотря ни на что, оттока кадров не происходит, наоборот, идет приток. О том же свидетельствуют и мурманские цифры!
Но проблема глубже. Председатель Мурманской областной организации профсоюза работников здравоохранения Ольга Суна говорит: «Уже были иски: прибывшие в Мурманск доктора переходили из поликлиники в поликлинику в поисках учреждения, где к ним будут относиться как к людям, и от них требовали вернуть выплаты. Приезжающие отрабатывают три года, используют подъемные как первый взнос для строительства жилья в средней полосе, и все. Они не закрепляются».
Оптимизация сети учреждений в регионе продолжалась несколько лет, вызывая недовольство населения. Не только специализированная, но часто и первичная помощь выглядела все менее доступной. Едва ли в каком-нибудь еще регионе Северо-Запада за эти годы прошло столько митингов по этому поводу. Региональному Минздраву не дается общение с жителями, им почти не пытались объяснить, что и зачем делается, как будут работать учреждения. Врачи понимали не больше пациентов – и тоже выходили на акции протеста.
Еще несколько лет назад Александр Макаревич и его коллеги в облдуме называли реорганизацию медицинской сети неразумной. «Создание межмуниципальных медицинских центров и реорганизацию сети лечебных учреждений должны были предварять их оснащение современным оборудованием, специализированным автотранспортом, принятие экстренных мер по решению проблемы кадров. Нужно было учитывать расстояние между городами, привести в порядок дороги. Но, похоже, об этом мало кто думал, принимая решение о доставке пациентов, к примеру, из Ковдора в Мончегорск, за 170 км», – говорит депутат.
«Оптимизация у нас носила не просто хаотичный характер, но напоминала броуновское движение, – считает директор Мурманского многопрофильного центра им. Н.И. Пирогова ФМБА России Олег Минин. – Создавать концепцию реорганизации должны научные учреждения, а не региональное министерство. Заставлять людей, занимающихся вопросами оперативного управления, вырабатывать научный подход – это как идти в мебельный за колбасой. Результат будет предсказуемый».
«Никакого хаоса у нас нет, – парирует Марина Ковтун. – Идет плановая реорганизация, сокращение административно-хозяйственного аппарата».
Ректор ПСПбГМУ им. И. П. Павлова Сергей Багненко уверен: «Думать, что люди, получившие университетское образование и мечтающие о профессиональной карьере, навсегда останутся в арктическом регионе, особенно в сельской местности, не приходится». Отработав по договору или распределению, большинство уедет в другие регионы. А их сменят следующие.
«Нужно предоставлять служебное жилье, но современное: двухкомнатную квартиру с теплым туалетом, интернетом, телевидением, давать врачам возможность по ипотеке построить дом там, куда они собираются вернуться, чтобы продолжать профессиональную карьеру и углублять специализацию, – говорит Сергей Багненко. – Им не нужны приватизированные дома, выделение земельных участков для строительства. Может быть, необходима федеральная программа по строительству служебного жилья. К этому надо относиться как к вахте : придут следующие и тоже отработают. Более того, я думаю, что “свежий” доктор с университетским образованием в малом населенном пункте полезнее, чем тот, кто прожил там 20 лет, никуда не уезжая. В Ленинградской области это уже поняли. Еще недавно там раздавали землю, а сейчас – только служебное жилье. Его строят вместе с ФАПом, врачебной амбулаторией, это успешный опыт».
Олег Минин добавляет: врачу нужен тот же соцпакет, который получают силовики при условии 12-летней выслуги, с правом выхода на пенсию и свободного трудоустройства. «Тогда врач, уезжая на Север, будет заинтересован в самосовершенствовании, ведь в 37 лет лечебная карьера не закончена, наоборот. Через 12 лет добросовестной работы доктор сможет приобрести профессиональные навыки, позволяющие конкурировать в борьбе за рабочее место в регионах Центральной России», – считает он. Но профессиональный рост врача возможен при условии, что базовые виды медицинской помощи оставлены на местах, а не только сосредоточены в крупных центрах – иначе совершенствоваться негде.
Такая позиция расходится с точкой зрения управленцев, которые хотят решить проблему раз и навсегда. «Мы не согласны, что нужно выплачивать ипотеку в том регионе, куда врачи потом хотят уехать, – говорит Марина Ковтун. – Мы не будем тратить областные деньги для отъезда этих врачей. Мы надеемся, что они здесь останутся».
Нужна ли вообще программа привлечения докторов в Арктику? Да, но другая, – полагает Олег Минин. Он указывает на общие проблемы северных регионов: низкую численность населения, климат, вызывающий предрасположенность к ряду заболеваний, и кочевой образ жизни коренных народов Севера. Из-за отсутствия транспортной инфраструктуры стационарная медпомощь там часто недоступна, затруднены профилактическая работа и диспансеризация, а с врачебными кадрами беда. К тому же правовые нормы регионов не согласованы между собой, деятельность ТФОМС регулируется по-разному, различаются подушевые нормативы. «На мой взгляд, есть лишь один способ решить все эти проблемы разом: вывести сеть лечебных учреждений из системы субъектового подчинения, а также подчинения Минобороны (такие учреждения тоже есть в приполярных областях), – резюмирует Олег Минин, – и создать федеральную сеть. Целесообразно строить ее на базе ФМБА, которое отвечает за объемы оказания медпомощи проживающим или работающим в условиях экстремального биологического, физического, химического воздействия».
А какова все-таки позиция федерального Минздрава? Вероника Скворцова ответила на вопрос портала Medvestnik.ru: «Мы будем поддерживать ту программу, которая уже показала свою эффективность: “Земский доктор”. Мурманская область, как и труднодоступные области Дальнего Востока и Сибири, просто должна входить в эту программу и выбирать для себя врачей. В целом она уже привела на село и в малые населенные пункты 29 тысяч специалистов. Есть регионы, которые просят у нас 100% заявленных средств, а набирают на 110%. И мы им эти деньги дополнительно даем. А есть регионы, которым мы даем 100% средств, а они выбирают 70%, а потом говорят: “Давайте усилим программу”. Так вы еще не реализовали ту, которая идет сейчас! Надо работать по программам, которые уже есть».
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.