В Израиле, в отличие от России, обеспечена широкая доступность населения к паллиативной помощи, рассказал «МВ» один из участников поездки главный врач Центра паллиативной медицины Олег Жилин. Там все слои общества охвачены этим видом помощи. У нас же, в особенности, если говорить о регионах, она в большей степени декларируется, но не обеспечивается. Нет достаточного количества мощностей, специалистов и четкой отработанной системы.
Главный врач Центра паллиативной медицины Олег Жилин
«Речь не о каких-то технологиях, которые используются там и которых нет у нас. Другое дело, что наши коллеги Израиле используют современный системный подход к решению сложных вопросов, связанных с оказанием гериатрической и паллиативной медицинской помощи, клиники хорошо оснащены всем необходимым, а медицинский персонал имеет высокую квалификацию и большой опыт работы. Но сами принципы лечения и даже, до определенной степени, набор лекарственных препаратов фактически одни и те же. Вместе с тем израильские коллеги имеют широкий ассортимент неинъекционных опиоидных анальгетиков сублингвального или трансмукозального применения для лечения прорывной боли», - уточнил Олег Жилин.
Соблюдение стандартов, протоколов поставлено в системе здравоохранения этой страны под жесткий контроль. А за неправильное оказание медицинской помощи легко заработать штрафные санкции. График работы трехсменный по 8 часов, 12-часовые и суточные дежурства запрещены. В основе лечения паллиативных гериатрических пациентов лежит мультидисциплинарный подход. В состав команды паллиативного отделения входят врач, медсестра, диетолог, социальный работник, физиотерапевт, логопед и трудотерапевт.
Госпиталь в Шохаме
Одно из самых важных отличий израильской и российской систем - доля участия среднего медперсонала. В израильской клинике есть старшая медицинская сестра, в функции которой входит административное и профессиональное руководство, ответственность за организацию работы младшего и среднего медицинского персонала, отчетная и контролирующая функция. Есть дипломированная медсестра, которая отвечает за лечение больных, обучение членов семей и контроль работы младшего медицинского персонала. Медицинская сестра ведет уход за больным, мониторинг его состояния, проводит перевязку поверхностных ран, кормление, раздачу лекарств и сбор анализов. Младший медицинский персонал (непрофессиональный работник) выполняет уход, гигиену пациента и некоторые другие функции. «В гериатрическом центре работа ведется в три смены. На 30 коек в госпитале Шохам по штату предусмотрены 28 медицинских сестер, из них 22 младшие медсестры, диетолог, социальный работник, физиотерапевт, трудотерапевт. Трудотерапевт – это медицинская сестра, которая проводит занятия для пациентов с прогрессирующей деменцией, занимается с ними гимнастикой, музыкой, играми. Для всех категорий обязательно постоянное повышение квалификации», - рассказала медсестра Татьяна Фабулова, одна из участниц поездки.
Госпиталь в Шохаме
При этом медсестра - сама высококвалифицированный специалист. «Врач в отделении пролежневых больных может делать обход раз в неделю. Всю остальную информацию он получает от медсестры. Врачи, которые занимаются гериатрической помощью в Израиле, кроме основной специальности получают специализацию по гериатрии в течение пяти лет. У нас же на базе основной специальности обучение паллиативной медицине занимает 144 часа», - указывает еще один участник стажировки, врач Центра паллиативной медицины Департамента здравоохранения Москвы Максим Орехов.
В госпитале Шохам паллиативные отделения разделяются по нозологиям: отдельно помещаются гемодиализные больные, больные с онкологической патологией и СПИДом, больные с тяжелыми пролежнями и с тяжелой степенью дыхательно-сердечной недостаточности, а также пациенты с деменцией. Функционирует отделение хронической ИВЛ. «В реабилитации больных широко используются специальные тренажеры, музыка, трудотерапия. Практикуется использование утяжеляющего пояса в постели, пояса-фиксатора положения в кресле-каталке. Последний дает возможность во время длительного пребывания в положении сидя не упасть, что снижает риск бытового травматизма», - поясняет Максим Орехов.
Ведение больных происходит при помощи электронной истории болезни, доступ к которой имеют все участники лечебного процесса. Впрочем, такие технологии уже начинают применяться и в московских медучреждениях. Каждого пациента в течение суток с момента поступления осматривает врач-диетолог, который расписывает диету, подходящую именно ему. Паллиативные пациенты не получают особого питания, это та же пища, которой питаются сотрудники. У пациентов с нарушением функции глотания используются загустители. Это снижает риск аспирационной пневмонии.
Госпиталь в Шохаме
«Приятно удивило наличие аппаратов отрицательного давления для лечения ран. Это небольшой вакуумный аппарат с дренажем активно аспирирует содержимое раны, способствует удалению экссудата и слипанию раны. Есть обязательная фотофиксация пролежней и ран один раз в неделю, это делается для сравнения и понимания динамики и характеристик их изменения», - поделился Максим Орехов.
В паллиативной помощи особенно важна грамотная работа с родственниками пациентов. Естественно, врачам гериатрических центров чаще других приходится сообщать печальные новости и отвечать на трудные вопросы.
«Передача информации – это часть лечебного процесса, поэтому ее нужно правильно дозировать, выбрать подходящее время и правильную форму. Неправильная передача информации, как и ее замалчивание, могут принести вред. Единых рекомендаций, шаблонов нет. Но есть общие принципы, которых советуют придерживаться. Самый главный из них - пациент имеет моральное право знать информацию о состоянии своего здоровья. Коллективное замалчивание неприемлемо, но оговаривается, что передача информации должна происходить в тактичной форме. Чувство профессионального долга и гуманности сопровождается сопереживанием, их отсутствие ведет к удалению, черствости, интеллектуальному дистанцированию», - рассказывает врач Центра паллиативной помощи Марина Дудина.
Определены шесть шагов, которые могут помочь сделать этот процесс менее болезненным как для врача, так и для пациента. Первый – организация комфортной атмосферы. Нужно четко спланировать время, место, где будет проведена беседа, это нельзя делать на бегу в коридоре. Обязательно нужно представиться самим. Второй шаг – оценка восприятия пациента. Перед тем как начать дальнейшую беседу, следует очень аккуратно спросить у пациента и членов его семьи, что он знает о своем диагнозе, что ему говорили до этого, какую информацию доносили доктора, медперсонал, что он планирует. Третий шаг – приглашение к дальнейшему диалогу. Здесь закладывается самое главное, смысл в том, чтобы узнать у пациента, хочет ли он детальных сведений или ограничится общей информацией о прогнозе. Четвертый шаг – выстраивание самого диалога. «Информацию нужно давать доступным для пациента языком, лучше практически не используя медицинских терминов. Это сложная задача, так как трудно дать правильную информацию, чтобы не огорчить и не вызвать негатива», - отмечает Марина Дудина.
Госпиталь в Шохаме
Пятый шаг – сочувствие. Сочувствовать родственникам и пациентам надо. Однако врач не должен пропускать эти эмоции через себя. Существуют фразы, которые категорически нежелательно говорить родственникам или пациентам. Одна из них: «Я понимаю, как вы себя чувствуете». Шестой шаг – это обобщение и план действий. «Ни в коем случае нельзя говорить, что все возможности в лечении исчерпаны, нужно всегда оставлять пациенту надежду. Можно признавать, что да, болезнь тяжелая, у нее есть масса осложнений, есть масса вопросов, которыми стоит и нужно заниматься, но мы сделаем все возможное, чтобы облегчить ваше состояние», - советует Марина Дудина.
Одна из самых тяжелых обязанностей для врача - сообщение о смерти пациента. Общие советы тут таковы: несколько раз проговорить для себя сообщаемую информацию, вспомнить ФИО, дату рождения и возраст. Ничего не перепутать, повторить точные обстоятельства смерти, кто при этом присутствовал, когда что проводилось, какая была оказана медицинская помощь, и выяснить либо знать, если вы являетесь лечащим врачом, кому из ближайших родственников вы передаете это сообщение. Необходимо правильно организовать встречу с семьей, и, передав всю информацию, очень важно в конце беседы признать огромную роль родных и близких людей, чтобы снять с них огромное чувство вины, которое они испытывают, терзаясь, все ли было сделано правильно.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.