Еще в феврале спикер Госдумы спикер Вячеслав Володин направил обращение председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву, в котором ситуацию с финансированием вузов, подведомственных Минздраву, назвал «кричащей». Такое же письмо председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов написал вице-премьеру Ольге Голодец. В июле проблема нехватки денег обсуждалась на Совете ректоров медицинских и фармацевтических вузов в Саратове. По их мнению, установленный Минобрнауки норматив в размере 76,77 тыс. рублей на одного обучающегося в год не учитывает специфику медицинского образования и не покрывает реальных затрат образовательных организаций.
«Мы обучаем студентов с использованием очень дорогих симуляторов, мы взаимодействуем с клиниками, мы даем научное образование, которое включает лабораторные практики, химические реактивы, работу с биологическим материалом. Все это требует особых условий эксплуатации, особых требований к помещениям, к безопасности. Все расчеты показывают, что при сегодняшнем уровне финансирования не представляется возможным всю эту работу вести», - заявил порталу Medvestnik.ru ректор РНИМУ Сергей Лукьянов.
Сейчас вузы во многом спасают платные студенты. В РНИМУ, например, в этом году, по предварительным данным, набор на коммерческое обучение вырос по сравнению с предыдущим на 10%. В МГМСУ в прошлом году на контрактные места было зачислено 850 человек - в два раза больше, чем годом ранее.
«Сложнее всего приходится вузам, в которых есть собственные клиники. Мы достаточно много зарабатываем на образовательных услугах, на лечебном процессе, активно занимаемся грантовой деятельностью и ни разу не задерживали зарплату. Но число платных мест невозможно увеличивать до бесконечности, да и качество учебного процесса страдает, не хватает площадей и преподавателей», - рассказал порталу Medvestnik.ru ректор Самарского госмедуниверситета Геннадий Котельников. В этом году на коммерческой основе в вуз зачислены 750 человек. Однако в СамГМУ оговариваются, что абитуриент со средним баллом аттестата меньше 4,5 поступить не может даже платно.
Стоимость коммерческого обучения примерно в два раза выше норматива, по которому платит государство. Есть вузы, в которых эта разница чуть меньше (30-40%), но в столичных и питерских она может быть выше в разы. При этом в самих вузах, особенно региональных, сетуют на нечестную конкуренцию. «Бывает откровенный демпинг, когда в некоторых вузах планка на обучение ниже федеральных нормативов. Вот это не очень понятная ситуация и делается для того, чтобы привлечь студентов. Иногда мы видим стоимость внебюджетного обучения на медицинских специальностях ниже 100 тысяч рублей. Но ведь на эти деньги надо как-то выдерживать индикаторы по повышению заработной платы, ремонтировать здания, обновлять учебники», - рассказал порталу Medvestnik.ru ректор Рязанского медицинского университета Роман Калинин.
К тому же стоимость современных симуляторов, учебных программ, новой лабораторной техники все время растет. «Сейчас мы можем говорить о сведении концов с концами. Но, конечно, любой вуз заинтересован в нормальном финансировании госзадания, позволяющем качественно учить студента, чтобы можно было двигаться вперед», - рассказал он.
В этой ситуации большинство вузов предпочитают идти по самому простому пути - увеличивать стоимость коммерческого приема. По данным мониторинга портала «Поступи-онлайн», который обработал информацию по в 33 медицинским вузам страны, в 2017 году стоимость года обучения на программе «лечебное дело», самой массовой из медицинских специальностей, не изменилась в единственном вузе – Уральском государственном медуниверситете (114 380 рублей). В остальных она выросла, причем существенно.
Источник: «Поступи-онлайн»
Максимальный рост цены на 39,6% в 2017 году по программе «лечебное дело» отмечен в ПСПбГМУ им. И.П. Павлова. Сейчас год обучения там стоит 200 тысяч рублей. За два года, с 2015 по 2017-й, с 325 до 400 тысяч рублей поднялась плата на факультете фундаментальной медицины МГУ, в РУДН – с 280 до 310 тысяч. Лидер отраслевых вузов - Первый МГМУ им И.М. Сеченова за этот же период повысил ценник по специальности «лечебное дело» с 340 до 364 тысяч рублей, по педиатрии с 230 до 290 тысяч.
Источник: «Поступи-онлайн»
В 2017 году стоимость обучения на программе «педиатрия» упала на педиатрическом факультете РНИМУ с 270 тыс. в 2016 году до 250 тыс. рублей. Но и это, вероятно, потому что она была чрезмерно завышена, так как у остальных вузов цена выросла. Стоимость обучения по программе «стоматология» в 2017 году выросла у всех вузов. Максимальный рост наблюдается на стоматологическом факультете СЗГМУ им. Мечникова (с 207 до 280 тыс.) и на стоматологическом факультете ПСПбГМУ им. И.П. Павлова, на 21,2% (со 190 до 245 тыс.). В «Сеченовке» рост гораздо меньше: с 380 до 395 тыс. рублей, что, видимо, объясняется тем, что ценник изначально был слишком высоким.
Источник: «Поступи-онлайн»
В региональных медвузах цены значительно скромнее. Самая низкая стоимость года обучения по программе «педиатрия» в 2017 году зафиксирована в ВолгГМУ (102,500 тыс.) и СтГМУ (105 тыс.). По стоматологии самый бюджетный ценник в этом году в ВолгГМУ (109,7 тыс.) и в ПГМУ им. Е.А. Вагнера (115 тыс.).
Источник: «Поступи-онлайн»
Преподаватели говорят, что эти цены и есть реальная стоимость качественного медицинского образования. «Для сравнения: стоимость обучения медицине на одного студента в год в Оксфорде - 700-1700 тыс. рублей, в России - 77 тыс. Количественная разница - в 10-23 раза, соответственно и качество…», - сетует преподаватель Кубанского государственного медуниверситета Алексей Еремин.
Однако опрошенные порталом Medvestnik.ru эксперты считают, что даже если политическое решение о столь крутом росте объема финансирования медицинских вузов из госказны будет принято, вовсе не факт, что это радикально повлияет на качество обучения. «Увеличение затрат на образование оправданно только при условии, что эти деньги будут использованы со 100% эффективностью. Но для того, чтобы понять, сколько нужно денег на подготовку студентов, надо знать, сколько и каких студентов готовить. Причем в разбивке по специализации, с учетом появления новых требований через 7-10 лет, когда сегодняшние абитуриенты войдут в реальную экономику», - замечает директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович.
По ее словам, далеко не все поступившие в медвуз его закончат, и далеко не все, выучившиеся на врача, останутся в практическом здравоохранении. Эту ситуацию тоже нужно предвидеть, увеличивая план по подготовке на долю «утруски и усушки». Но далеко не факт, что современная система медицинского образования сможет с учетом всех поправочных коэффициентов такой анализ дать. «Этот аудит потребности может серьезно изменить планы по подготовке. Но я не уверена, что каждый медицинский вуз такую оценку делает, хотя бы на основе экстраполяции предыдущей ситуации. А подход, основанный на валовых показателях и подушевом финансировании в целом по всей отрасли, мне кажется очень грубым», - говорит Лариса Попович.
Впрочем, крайне маловероятно, что, несмотря на все усилия, ректорам медицинских вузов удастся добиться своего. Увеличение финансирования за счет сокращения бюджетных мест тоже маловероятно в условиях дефицита кадров в здравоохранении.
Оптимизация в системе медицинского образования, если она начнется, будет мало отличаться от оптимизации в системе здравоохранения, считает первый заместитель председателя Комитета Совета федерации по экономической политике Сергей Калашников. «Откуда возникли ожидания, что увеличится финансирование при отсутствии реального роста бюджета? Можно, конечно, сократить число студентов в стране в два раза и за их счет повысить обеспеченность остальных. Однако это как латать тришкин кафтан: новые дырки будут возникать постоянно », - резюмировал он.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.