Глоток свободы или жизнь

27.02.2017
00:00
Правительство планирует расширить список заболеваний, наличие которых является основанием для освобождения из мест заключения. Проект постановления с новым перечнем передан Минюстом на подпись в кабинет министров. По оценкам общественных организаций, послабления затронут лишь нескольких сотен российских заключенных.

Щедрый жест

Новый перечень разработан по предложениям Минздрава и приведен в соответствие с действующей международной классификацией болезней (МКБ-10). В последний раз он менялся в 2004 году. В 2010-м его нормы распространили не только на осужденных на срок в тюрьмах и колониях, но и на подследственных, которые находятся в изоляторах временного содержания. «Новый вариант списка стал гораздо мягче. То есть если раньше заключенных практически выносили ногами вперед, сейчас у них есть шанс выйти и начать получать нормальную медицинскую помощь», - уточнил  президент Общества доказательной медицины, профессор Павел Воробьев.

Речь, в частности, идет о пациентах с почечной недостаточностью, нуждающихся в диализе. «Раньше такие больные погибали во время заключения, и таких случаев было полно. Сейчас по новому списку они могут быть отпущены. Это просто как пример», - уточнил Павел Воробьев. В новую версию постановления включены также некоторые осложнения, которые развиваются на фоне антиретровирусной терапии ВИЧ, кавернозный туберкулез легких, онкологические заболевания 2-й стадии (раньше в списке были только опухоли в терминальной стадии или 4-й), лимфома Ходжкина и другие.

В перечне также отражены хронические психические расстройства стойкого характера, при которых пациент лишен возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, тяжелые формы диабета с осложнениями, опухоли гипофиза и гипоталамуса с необратимыми и выраженными неврологическими нарушениями и психическими расстройствами. В список попали и тяжелые формы болезней щитовидной железы и других эндокринных желез, тяжелые формы атрофических и дегенеративных болезней нервной системы с прогрессирующим течением, со стойкими нарушениями двигательных, чувствительных и вегетативно-трофических функций, приводящими к значительному ограничению жизнедеятельности. Сделана оговорка: эти состояния требуют длительного лечения в условиях специализированного стационара.

Суровые реалии

Впрочем, у специалистов к новому варианту перечня все равно много вопросов. Дело в том, что определение стадий болезней - вещь достаточно произвольная. Как заявила «МВ» заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии Москвы Ева Меркачева, главные предложения общественных организаций в документе не учтены. Например, в него не внесены такие состояния, как паралич или кома, если непонятно какими заболеваниями они были вызваны. «До сих пор таких людей не было возможности освободить, так как было непонятно, какое заболевание вызвало это состояние. При этом санитарок, которые могли бы обслуживать парализованных пациентов или находящихся в коме, в штрафных изоляторах нет», - уточнила она.

Сейчас в том случае, если пациент впадает в состояние комы, исправительное учреждение обязано отправить его в гражданскую больницу. При этом ему требуется обеспечить сопровождение - конвой. Официально заключенный продолжает отбывать наказание. Поэтому свидания с родственниками запрещены. «Один из последних таких случаев был в этом году в Москве. Мужчина впал в кому. Пришлось вывезти его из изолятора в гражданскую больницу, но для того, чтобы он мог там находиться, в ней дежурили четыре конвоира. И, даже учитывая его состояние, жена не могла его навещать», - рассказывает Ева Меркачева. По ее словам, сейчас суды крайне неохотно отпускают даже полностью парализованных пациентов. «Пару лет назад был такой случай. Мы настаивали на том, чтобы полностью парализованного мужчину отпустили по этому постановлению. Но, поскольку паралич был вызван заболеваниями, которые, по оценкам медиков, не входят в перечень, добиться успеха не удалось», - рассказала она.

Общественные организации настаивали и на включении в перечень вообще всех стадий онкологических заболеваний. С тем, чтобы освобождение получал пациент с таким диагнозом на любой стадии, а не только в терминальной. Но и это предложение экспертов в итоговую версию нового постановления не попало. «Наш аргумент был таким, что оказание профессиональной онкологической помощи в заключении практически невозможно. Своих онкологов в УФСИН нет, и обычно приходится вывозить такого заключенного в гражданскую больницу. Но так как для этого нужен конвой, часто этого не делают. И люди просто-напросто погибают», - посетовала Ева Меркачева.

По ее словам, число пациентов-заключенных, которые подпадут под действия новых смягченных норм, сравнительно невелико, таких может быть 20-30 человек в Москве. А по всей стране - от силы несколько сотен. Однако следует учитывать, что наличие заболевания из списка не предполагает автоматического освобождения заключенного. Итоговое решение все равно принимает суд. При этом прокуроры практически всегда выступают против освобождения больных заключенных. Как отмечал в ходе коллегии Минюста 20 февраля глава ведомства Александр Коновалов, в минувшем году среди осужденных смертность от заболеваний снизилась на 11,8%. Однако абсолютных цифр министр не привел.

По данным, которые озвучивал в 2014 году на пресс-конференции врио начальника управления организации медико-санитарного обеспечения ФСИН России Сергей Смирнов, более 40% лиц, находящихся в учреждениях исправительной системы, имели несколько заболеваний. Как правило, это туберкулез в сочетании с ВИЧ, наркомания  и гепатит, алкоголизм и психопатия, сердечно-сосудистые, эндокринные, онкологические заболевания. По данным на 1 июля 2014 года, на диспансерном наблюдении в связи с наличием заболеваний из 622,5 тысячи заключенных находились 27 тысяч больных активной формой туберкулеза, 55 тысяч пациентов с психическими расстройствами, 50 тысяч больных наркоманией, 58 тысяч пациентов с ВИЧ-инфекцией, 20 тысяч больных хроническим алкоголизмом и 58 тысяч больных хроническими вирусными гепатитами. За последние 10 лет показатель заболеваемости и смертности от туберкулеза в УИС уменьшился в три раза, численность больных туберкулезом снизилась в 3,2 раза.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.