Участники мероприятия неоднократно подчеркивали, что стремительное развитие медицинских технологий приводит к росту расходов на здравоохранение практически во всем мире. По данным главы социального комитета Совета Федерации Валерия Рязанского, в России за последние 10 лет расходы на медицину выросли в три с лишним раза. Разумеется, внедрение инновационных методов лечения увеличивает его эффективность, но, к сожалению, нет прямой зависимости между здоровьем нации и затратами на новые технологии в здравоохранении.
К тому же, как отметил замминистра здравоохранения Сергей Краевой, зачастую под видом инноваций лоббисты и попросту шарлатаны пытаются навязать государству далеко не всегда эффективные технологии и лекарственные препараты. Поэтому важно разработать надежную методологию их оценки, которая поможет сделать выбор в пользу того, что даст импульс развития медицины, а людям – возможность получить качественную медицинскую помощь.
Как рассказал «МВ» завлабораторией оценки технологий в здравоохранении Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы, гендиректор ФГБУ «Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи» (ЦЭККМП) Минздрава России Виталий Омельяновский, стоит задача, приняв во внимание мировой опыт, разработать методику оценки на основе двух подходов - клинической эффективности нового препарата или технологии и его экономической приемлемости. «Первый критерий будет учитывать существующие специальные подходы, которые можно назвать распространенным термином – доказательная медицина. И эти подходы должны быть едиными и утвержденными профессиональным сообществом. Специалисты будут классифицировать тот или иной препарат по уровню эффективности и безопасности, чтобы понять, действительно ли он работает лучше тех препаратов, которые уже финансирует государство. Это первый момент. Кроме того, мы должны понимать, насколько сегодня государство готово финансировать эффективный, но безумно дорогой препарат», - пояснил он.
Речь, разумеется, идет лишь о лекарственных препаратах, претендующих на включение в перечень ЖНВЛП, закупки которых финансируются из бюджета. Именно дли них система оценки технологий здравоохранения (ОТЗ) станет дополнительным ситом. «Когда Минздрав регистрирует новый препарат, который приходит на рынок, то оценивается главным образом его качество и безопасность. И третий момент – его эффективность должна быть как минимум больше чем у пустышки – плацебо. После того, как производитель доказал что его препарат качественный, безопасный и минимально эффективный, ему дается путевка в жизнь, он может продаваться в аптеках. Но если компания рассчитывает продавать его через госзакупки, ей придется пройти еще один фильтр - из качественных, безопасных и эффективных препаратов мы должны выбрать самый эффективный с позиций клиники и экономики», - добавил Омельяновский.
Что касается оценки эффективности медицинских технологий, по его словам, в этой сфере все не так очевидно. «Вопрос сложный, потому что сегодня российскими нормативами не определено, что такое медицинские технологии. С точки зрения мирового опыта в это понятие входят биопрепараты, медицинские изделия, способы доставки лекарственных препаратов, медицинские процедуры и т.д. В России сегодня только делается попытка внести в закон медицинские изделия, чтобы они тоже проходили такую комплексную оценку, как это практикуется во всем мире», - уточнил он.
Исполнительный директор Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимир Шипков уверен, что внедрение ОТЗ не оттолкнет фармкомпании от российского рынка. «Мы поддерживаем движение в этом направлении, поскольку без этого в современных условиях особенно с учетом ограниченных бюджетных ресурсов, по-видимому, обойтись не возможно, - заявил он «МВ». - Деньги надо считать, и любая комплексная оценка при включении тех или иных препаратов в списки для различных форм возмещения, на наш взгляд, необходима. Об этом свидетельствует и опыт стран с развитой регуляриторикой и более серьезными ассигнованиями сферы здравоохранения».
Шипков напомнил, что члены ассоциации предлагали правительству РФ с целью оптимизации расходов на лекарственное обеспечение использовать схему так называемого риск-шеринга, когда компания получает оплату только за те препараты, которые демонстрируют нужную эффективность применительно к конкретному пациенту. Но выяснилось, что в России отсутствует система такой оценки. «Кроме того, и это может быть следующим шагом, комплексная ОТЗ должна проводиться не только на этапе оценки экономической или терапевтической компоненты того или иного препарата или способа лечения, но и в последующем учитывать их влияние на демографические показатели - на продолжительность жизни, ее качество, уровень или потенциал связанный с работоспособностью, и в итоге с вкладом пролеченного пациента в экономику страны», - считает он.
Однако российские власти пока так далеко не заглядывают. По словам Омельяновского, за основу отечественной методики ОТЗ будет браться зарубежный опыт, но не самый передовой. «Самая совершенная система - в Великобритании, там за основу берется стоимость квали (от англ. QuALY - Quality-Adjusted Life Year), оценивающая год жизни пациента с поправкой на качество жизни по специальной методике. У нас сегодня качество жизни пациента не является доминирующим критерием оценки эффективности лечения, впрочем, как и в ряде других европейских стран, поэтому для нас это немножечко преждевременно. Так что в нашей ОТЗ, вероятно, будет использован некий промежуточный вариант», - рассказал он.
Владимир Шипков заверил, что иностранные фармпроизводители готовы всемерно помогать российским экспертам в решении этой нелегкой задачи. В частности, предоставлять любую экспертизу как положительную, так и отрицательную, имеющуюся у индустрии применительно ко всем странам, которые в свое время вставали на этот путь.
Вице-президент Фонда «Сколково», исполнительный директор кластера биомедицинских технологий Кирилл Каем уверен, что внедрение ОТЗ в России – процесс неизбежный. «Новые подходы в медицине – более индивидуальные и несут большую нагрузку на систему здравоохранения. При этом ресурсы государства, направляемые на эти цели, ограничены не только в России, но даже в самых богатых экономиках. Поэтому важно правильно расставлять приоритеты, чему и призвана способствовать методика оценки инноваций в здравоохранении», - резюмировал он.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.