За год, с 1 июля 2016 г. просроченная кредиторская задолженность в государственных ЛПУ Пермского края выросла с 199,9 млн до 488,2 млн руб. Основные долги сформировались в медучреждениях первого уровня: центральных и районных больницах, поликлиниках, ФАП. У 17 медучреждений они превышали 10 млн, у шести больниц – 20 млн. Сегодня общую «кредиторку» удалось снизить до 100 млн руб.
Причиной роста долгов стала совокупность факторов, но главной проблемой в Минздраве называют недостаточные тарифы ОМС. Как сообщили в ведомстве, основной объем просроченной кредиторской задолженности сформировался в 2016–2017 гг. Еще в прошлом году объем финансирования системы здравоохранения региона из средств обязательного медицинского страхования составлял 26,2 млрд руб., в текущем году показатель увеличен до 31,5 млрд руб. Это создало объективные предпосылки для постепенного снижения размера просроченной кредиторской задолженности и нивелирования рисков ее появления в дальнейшем, считает заместитель министра здравоохранения Пермского края Алексей Казаченко.
Среди других «долговых якорей» ЛПУ в краевом Минздраве называют неэффективное расходование средств, необоснованные закупки, нерациональное использование имущественного комплекса. Например, в Кизеловской больнице основная часть бюджета (76%) уходила на зарплату. Кроме того, медучреждению ставят в упрек неэффективное использование площадей.
В середине 2017 г. для финансового оздоровления медучреждений из регионального бюджета было выделено 300 млн руб. Средства перечислили 31 больнице, находящейся в «зоне финансового риска». Самую крупную субсидию – 33 млн руб. – получила Чайковская ЦРБ. По 20 млн перечислили в больницы Кизела и Губахи, 19 млн – в Пермскую ЦРБ.
По данным Счетной палаты РФ, закредитованность российских больниц первого уровня (сельские больницы, районные, участковые поликлиники) составила в 2016 году 530 млрд руб.
Несмотря на принятые меры, за 2017 г. – первое полугодие 2018 г. Арбитражным судом Пермского края было рассмотрено 461 дело по искам к юрлицам с организационно-правовой формой «ГБУЗ», 45 дел – по искам к «ГАУЗ». Чаще всего в суд обращались поставщики энергоресурсов, услуг связи, Пенсионный фонд, охранные службы. Не все долговые споры между поставщиками и больницами проходят через суд, так как в большинстве случаев финансовые вопросы решаются в досудебном порядке.
Сейчас для снижения задолженности ЛПУ краевой Минздрав в качестве мер финансового оздоровления использует дистанционное «внешнее» управление и контроль за организацией претензионной досудебной работы с поставщиками. Вводится практика централизованных и совместных закупок, меняется тип ряда учреждений с автономных на бюджетные. «Для снижения финансовой нагрузки на учреждения идет передача неиспользуемого для оказания медпомощи имущественного комплекса в казну или органы местного самоуправления. С целью снижения расходов на административно-управленческий персонал укрупняются малокомплектные учреждения, преимущественно по принципу – реципиент к донору, фактические расходы учреждений приводятся в соответствие с доходами. Руководителям учреждений здравоохранения поставлена задача – вопрос ликвидации задолженности рассматривать как приоритетное направление и в ближайшее время оставшуюся просроченную кредиторскую задолженность ликвидировать полностью», – подчеркнул Алексей Казаченко.
По мнению члена пермского отделения Общероссийского народного фронта, лидера общественной организации «Региональное здравоохранение» Дмитрия Омутных, проблему «кредиторки» своими действиями спровоцировал сам краевой Минздрав. Он ставит в упрек ведомству неоптимальное распределение бюджетных средств (преференции приближенным главврачам и тотальное игнорирование нужд других больниц), бесконечные разделения-объединения медучреждений, дополнительные траты на реализацию псевдореформ, когда младший медперсонал переводится в административно-хозяйственный: уборщицы, кухонные работники и т.д.
В пример он приводит пермскую МСЧ № 7, где на 64 тыс. «прикрепленных» к поликлинике женщин работает одно отделение гинекологии, находящееся в аварийном состоянии. Для инициирования ремонта поликлиники было собрано более 2000 подписей, затем проведены госэкспертиза и аукцион, заключен контракт. «Министр Дмитрий Матвеев приезжал в МСЧ № 7 еще в феврале, раздавал обещания и просил персонал не обращаться ко мне с жалобами. Но ничего не изменилось: врачи и пациенты вынуждены существовать в нечеловеческих условиях. Цена вопроса – порядка 16 млн рублей, которые еще в прошлом году должны были выделить на ремонт. Однако Дмитрий Матвеев отменил приказ и перевел деньги в другое медучреждение», – делится Дмитрий Омутных.
По его словам, чтобы отрасль развивалась, необходимы не реорганизации, а повышение тарифов на медицинскую помощь и выделение на здравоохранение не менее 20% от общего бюджета региона.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.