Цифровое будущее начинается сегодня

24.10.2017
00:00
Летом была принята программа «Цифровая экономика», подготовленная по поручению Президента РФ Владимира Путина. Она определяет цели, задачи, направления и сроки реализации основных мер государственной политики по развитию цифровой экономики до 2024 года во всех сферах социально-экономической деятельности. Для управления программой определены восемь основных направлений, в числе которых есть здравоохранение.

О том, что такое цифровое здравоохранение, о перспективах реализации программы c порталом Medvestnik.ru поделились мыслями заместитель директора Института проблем информатики РАН Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, член совета Российского телемедицинского консорциума Виктор Цыганков и председатель совета директоров НПО «Национальное телемедицинское агентство», член совета Российского телемедицинского консорциума, вице-президент Рабочей группы по телемедицине Международного союза электросвязи, заместитель руководителя Региональной рабочей группы СНГ по телемедицине, доцент кафедры «Телемедицина и информатизация здравоохранения» РУДН Михаил Натензон. 

Ищем выход

- Что представляет собой программа цифрового здравоохранения? 

В.С. Цыганков: Раздел «Цифровое здравоохранение» в принятой программе отсутствует, есть лишь преамбула, что это одна из важнейших сфер социально-экономической деятельности. Программа в представленной редакции сфокусирована на двух нижних уровнях цифровой экономики - базовых направлениях: платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности); среда, которая создает условия для развития платформ и технологий для эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики и которая включает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

Когда мы говорим о появлении цифровой экономики, имеется ввиду, что все ее отрасли должны преобразовываться, в том числе здравоохранение из обычного должно стать цифровым. И это касается не только органов управления и обеспечения деятельности лечебного учреждения и отрасли, но и «основного производства» - врача, который должен будет работать в системе с использованием цифровых технологий и приборов, по новым правилам, которые пока еще отсутствуют. Как известно, этим летом был принят закон о телемедицине. Но предстоит еще разработать ряд подзаконных актов. Поэтому назвать точные сроки начала реализации программы цифрового здравоохранения пока невозможно, ведутся подготовительные работы.

Виктор Сергеевич Цыганков

М.Я. Натензон: Собственно некоторые фрагменты «цифрового будущего» мы можем наблюдать уже сегодня. Практически все современное диагностическое оборудование является цифровым и имеет развернутое программное обеспечение для обработки медицинских данных. Сейчас практически все результаты медицинских обследований пациентов получают в «цифре». Давно работают цифровые операционные, ангиография, лапароскопия. А создание ЕГИСЗ обеспечит электронную историю болезни – обязательный компонент цифрового здравоохранения. Кроме того, в здравоохранении всегда существовала медицинская статистка, которую собирают информационно-аналитические центры.

Михаил Яковлевич Натензон | Фото: Олег Кирюшкин

В.С. Цыганков: Это не только каналы связи и комплексы для хранения данных, это также и типизированные средства автоматизации и поддержки принятия решений, как органов управления, так и «основных производственных единиц» лечебного учреждения – врача и медперсонала, которые выполняют конкретные действия, используют свой набор инструментов, цифровых технологий и оборудования при диагностике и лечении. 

- Все же почему о цифровой медицине, о телемедицине так активно заговорили именно сейчас?

М.Я. Натензон: Не только система здравоохранения России, но и «замечательная» американская система, да практически все страны мира столкнулись с проблемами системного характера. Это связано с тем, что системы охраны здоровья создавались 100-200 лет назад. Но за эти годы политические и экономические системы, социальные обязательства государств полностью изменились, возникли новые медицинские методы, технические и организационные решения. Это требует не просто модернизации, а создания новых систем здравоохранения, основанных на новых технологиях и способах управления, и соответствующих современным условиям. Международные организации и правительства различных стран ищут выход в использовании инновационных инфокоммуникационных (телемедицинских) систем, технологий и оборудования в разрабатываемых программах модернизации здравоохранения. Например, ООН включила в Декларацию «Цели развития тысячелетия» раздел «Цифровое здравоохранение», подготовленный ВОЗ и Международным союзом электросвязи.

Новая система здравоохранения должна создаваться и начинать функционировать параллельно существующей, постепенно перехватывая ее функции. Такой подход минимизирует потери переходного периода и обеспечит населению качественное медицинское обслуживание в этот период. Один из самых эффективных инструментов решения организационных и технологических проблем - комплексное использование информационных и телекоммуникационных технологий и систем в здравоохранении. 

В.С. Цыганков: Дело в том, что ни одно государство, ни тем более лечебное учреждение не в состоянии обеспечить одинаково высокое качество медицинского обслуживания по всем болезням. Поэтому лечащий врач в сложных случаях вынужден обращаться за консультациями к более высококвалифицированным коллегам. Мировая статистика показывает, что примерно половина первичных диагнозов ошибочна, а количество консилиумов, которые в год проводятся для постановки правильного диагноза, составляет 5-8% от численности населения страны. Для 144-миллионной России это примерно 12 млн консилиумов в год, что требует серьезной организации их проведения, особенно для сельских, удаленных и труднодоступных районов с недостаточно развитой инфраструктурой здравоохранения. А это практически невозможно. Более того, лечащий врач заранее может и не знать, в каком лечебном учреждении и в какой стране находится лучший специалист по болезни его пациента. 

Использование цифровых технологий, телемедицины размывает границы лечебного учреждения, региона, государства и позволяет организовать взаимодействие пациентов и медицинских работников, находящихся в любых точках Земли, где есть связь. Фактически возникает единое распределенное в пространстве медицинское учреждение, которое оказывает медицинскую помощь любому пациенту. Это означает, что телемедицина является трансграничным инструментом оказания медицинской помощи. 

Определенная работа по подготовке к созданию такой системы в рамках СНГ уже проделана. Главами правительств стран-участниц СНГ были подписаны «Меморандум о сотрудничестве государств – участников СНГ в области создания совместимых национальных телемедицинских консультационно-диагностических систем» (14.11.2008 г. в Кишиневе), «Соглашение о сотрудничестве в создании совместимых национальных телемедицинских систем и дальнейшем их развитии и использовании в государствах-участниках СНГ» (19.11.2010 г. в Санкт-Петербурге) и принят Межпарламентской ассамблеей СНГ Модельный закон «О телемедицинских услугах» (28.10.2010 г. в Санкт-Петербурге). Эти три документа стали первыми в мировой практике межгосударственными документами в области телемедицины и составили основу законодательного обеспечения внедрения ИТ и телемедицины. 

М.Я. Натензон: Внедрение телемедицинских систем и многочисленных узкоспециализированных проектов - общемировая тенденция. Для нас особый интерес представляют эти процессы в странах БРИКС, где активно развивается проект «Создание совместимых комплексных телемедицинских систем в регионах стран БРИКС». И  Россия выступила в этом деле в роли лидера, так как именно наша страна заложила основы его легитимности. Создан Российский телемедицинский консорциум (РТК) как инструмент подготовки заявки в новый Банк развития БРИКС на финансирование проекта «Создание совместимых комплексных телемедицинских систем в регионах стран БРИКС» и его реализации. РТК выступил инициатором создания Международного телемедицинского сообщества как постоянно действующего международного инструмента реализации проекта. Сейчас консорциум вышел на уровень подготовки согласованных заявок на финансирование проекта от каждой из стран БРИКС в новый Банк развития.

Семь раз отмерь

- Какие мероприятия необходимы для перехода к цифровому здравоохранению?

В.С. Цыганков: Переход такой огромной и функционально сложной отрасли как здравоохранение на новый, более высокий уровень развития требует комплексного и системного подхода при выполнении широкого спектра научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и внедренческих работ, формирования всех необходимых видов обеспечения, включая нормативно-правовое, кадровое. ФИЦ «Информатика и управление» и организации, входящие в состав Российского телемедицинского консорциума, обладают необходимыми ресурсами для выполнения указанных работ. 

М.Я. Натензон: Прежде всего надо провести серьезные аналитические исследования существующей системы здравоохранения для выявления ее узких мест и выработки научно обоснованных, экономически понятных инструментов для их решения. Реализовать несколько комплексных телемедицинских проектов в специально отобранных регионах России для отработки нормативно-правовых, управленческих, финансовых вопросов функционирования этих систем. Необходимо сформировать номенклатуру стационарного и мобильного оборудования для оснащения лечебных учреждений всех уровней в пилотных регионах. По результатам реализации этих проектов можно будет переходить к поэтапному созданию Национальной телемедицинской системы России. 

В.С. Цыганков: Предполагается, что в России телемедицина будет включена в общую систему ОМС. Но хочу заметить, что предстоящее ее внедрение уже сталкивается с определенным противодействием. Некоторых врачей охватывают сомнения: одни в силу недостаточной компетентности боятся выходить на телемедицинские консультации и показать свою низкую квалификацию, другие не хотят потерять пациентов, опасаясь, что, получив консультацию от более опытного специалиста из центра, те перестанут обращаться к ним. 

- Каковы цели и задачи цифрового здравоохранения?

М.Я. Натензон: Преодоление системного кризиса в развитии мирового и российского здравоохранения. Создание социально и экономически эффективного здравоохранения, использующего современные системные решения, технологии, мобильное и стационарное оборудование, информационные технологии в режимах on-line и off-line. 

Включение отрасли здравоохранения в программу «Цифровая экономика» позволит решить очень важные задачи. Это обеспечение общедоступности медицинского обслуживания населения, в первую очередь проживающего в сельской местности, удаленных и труднодоступных районах (в масштабах России это примерно 50 млн человек, в масштабах человечества – 3-4 млрд). Достигается обеспечение единого высокого стандарта качества медобслуживания, быстрая постановка правильного диагноза, персонализация лечения приводят к быстрому выздоровлению пациентов.

Оптимизируются расходы на здравоохранение. Мировая статистика показывает, что половина первичных диагнозов ошибочна, и это приводит к многомиллиардным неэффективным расходам на ошибочное лечение. ИТ позволяют уменьшить количество ошибочных диагнозов. Будут создаваться новые высококвалифицированные рабочие места, повышаться производительность труда медработников и организаторов здравоохранения. Внедряется электронная история болезни и мониторинг состояния здоровья пациентов в течение всей жизни, разрабатываются программы активного долголетия. Улучшится управляемость здравоохранением, станет возможным построение системы оценки квалификации медперсонала (индивидуальные рейтинги) по результатам деятельности, а не по оценке руководителей. Появляется перспектива экспорта российских разработок в государства СНГ, ЕАЭС, БРИКС, ЕС, другие страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании.

- Где будут готовить специалистов для работы в системе цифрового здравоохранения?

М.Я. Натензон: Подготовка кадров для цифрового здравоохранения уже ведется. Практически во всех медицинских учебных заведениях студенты прослушивают курс по информационным технологиям. Например, в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова создана кафедра информационных и интернет-технологий. На факультете фундаментальной медицины МГУ и на факультете биомедицинской физики МФТИ, в биомедицинском кластере МФТИ и Сколковском технологическом университете готовятся медицинские научные кадры.

Другое дело, что студенты-медики учатся 6 лет и нескоро придут с этими знаниями в лечебные учреждения, а реализовывать цифровое здравоохранение нужно уже сейчас. Поэтому необходимо организовать переподготовку медицинских и технических кадров, и не только в России, что позволит продвигать российские системные цифровые решения и оборудование за рубеж. С этой целью в РУДН, сетевом университете БРИКС, уже несколько лет на факультете повышения квалификации медработников работает кафедра телемедицины и информатизации здравоохранения. Мы готовим специалистов не только в России - читали лекции в ЮАР, Намибии, Ботсване, Бразилии, Индонезии, Киргизии. В планах подготовка кадров в Индии, Китае. Опыт России в этом деле интересен очень многим.

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.