По данным инвестора – швейцарской компании AFD Group SA, внедряемая схема обращения биологически опасных отходов не имеет аналогов в России. Хотя во многих регионах тоже планируют пойти по этому пути. Так, в конце 2016 года сообщалось, что пилотный проект, подразумевающий централизованную систему сбора и промышленного обезвреживания эпидемиологических отходов класса Б, готовится к запуску в Татарстане.
«В 2015 году мы провели анализ и подсчитали, что ежегодно в области образуется свыше 5 тысяч тонн медицинских отходов, из них большая часть - на территории Ростова, около 1200 тонн, - рассказал замминистра здравоохранения региона по общим вопросам Станислав Беседовский. – Во-первых, они представляют эпидемиологическую опасность не только для медицинского персонала. Нельзя исключать риск заражения посторонних лиц при ручной сортировке и разборке отходов на свалках; в канализацию и почву ежегодно попадают до 5 миллионов литров токсичного дезинфектанта. Во-вторых, децентрализованный метод обращения с медотходами отвлекает колоссальные средства, которые медицинские учреждения вынуждены тратить на приобретение дезинфицирующих веществ для первичного обеззараживания в местах образования отходов, пакетов, контейнеров для сбора и транспортировки использованных бинтов, шприцев, а также на доплаты медикам за работу с дезсредствами».
На фото: слайды презентации AFD Group SA
При этом проконтролировать всю цепочку, быть абсолютно уверенным, что дезсредство было качественным и действительно уничтожило все те микроорганизмы, указанные на его этикетке, и что медработник развел его так, как требуется, никто не может.
Инвестор предлагает освободить ЛПУ от первичного обеззараживания и взять на себя все бремя превращения биологически опасных отбросов в безопасные. Персоналу предстоит лишь собирать отходы в специальные мешки, которые затем будут вывозиться специальным транспортом компании на предприятие по переработке. Там отходы будут обеззараживать насыщенным паром при температуре 134 градуса под давлением 2,5 атмосферы, измельчать, прессовать (что позволит снизить конечный объем вывозимых на полигон твердых бытовых отходов до 5 раз), паковать и отправлять на захоронение.
По информации инвестора, проект предусматривает установку в Ростовской области трех комплексов по вывозу и обеззараживанию экологически опасных отходов класса Б на общей площади около 2 тысяч кв. м. Все это делается за счет частных средств, в общей сложности будет вложено 400 млн рублей. Комплексы будут созданы в Ростове-на-Дону (две очереди, каждая мощностью по 900 тонн медотходов в год), Шахтах (1200 тонн) и Волгодонске (870 тонн). Первым запустят объект близ Ростова – уже весной этого года. Сейчас происходит технологическое присоединение земельного участка к инженерным сетям, поставка оборудования и обучение персонала.
На фото: слайды презентации AFD Group SA
В Минздраве области говорят, что централизация процесса позволит не просто улучшить безопасность и прозрачность процесса обеззараживания и захоронения, но и в конечном счете увеличит эффективность системы здравоохранения, ведь за счет уменьшения времени на обработку отходов повысится пропускная способность ЛПУ. Персонал сможет уделить больше времени пациентам. А вот что касается экономической выгоды, пока она довольна туманна. Бизнес-план инвестора предусматривает «минимальный тариф на услугу при выполнении всех требований законодательства», однако назвать конкретную цифру в компании затруднились.
«Тарифы определяются в результате аукциона, либо торгов, которые устраивает Минздрав, - уточнил представитель AFD Group SA Виктор Сагаль. – Соответственно говорить о сроках окупаемости преждевременно».
На самом деле сегодня каждое ЛПУ торги проводит самостоятельно. И если новое предприятие не сможет предложить самую низкую цену, то планы по централизации обращения медицинских отходов останутся на бумаге.
Мы попросили Сергея Адамова, учредителя ООО «Новые технологии Дона» - компании, которая занимается утилизаций биологически опасных отходов с 2007 года, оценить перспективы конкурента. «Не исключено, что с введением данного предприятия в эксплуатацию все бюджетные медучреждения обяжут сдавать отходы именно ему, - полагает он. – Но даже если это произойдет, я без работы не останусь. Сегодня бюджетники составляют порядка 40% от общего числа наших клиентов. Больше половины - частные клиники, диагностические центры, стоматологии, аптеки. Когда мы начинали работать без малого 10 лет назад, регион производил 5 тысяч тонн отходов в год. С тех пор количество медицинских и фармацевтических организаций выросло, так что сейчас выбрасывают еще больше».
Впрочем, и конкуренция в этом сегменте выросла, добавляет Сергей Адамов. «На аукционах нам то и дело приходится иметь дело с конкурентами из Краснодарского края, Воронежской области. Сами мы обслуживаем только Ростов-на-Дону и близлежащие населенные пункты, ездить дальше невыгодно, тем более что и объемы в глубинке намного меньше, чем в областном центре. Чего греха таить, иногда мы даем цену ниже рентабельности, чтобы сохранить за собой постоянного клиента. В итоге стоимость переработки 1 кг медицинских отходов на аукционе колеблется от 13 до 100 рублей. Для коммерсантов – до 150 рублей, поскольку частные фирмы сдают меньше и реже», - пояснил он.
С 2015 года компания Сергея Адамова перешла на новую технологию утилизации – сжигание отходов в особых печах. То, что нельзя сжечь, иголки от шприцов, например, переплавляется и обеззараживается. При этом меняется их форма, они становятся непригодны для повторного использования. «Кроме золы, которая не представляет опасности для окружающей среды (подтверждено экспертизой Роспотребнадзора), у нас практически ничего не остается. На мой взгляд, это лучше, чем прессовать и закапывать, потому что полигоны не резиновые и рано или поздно мы все равно столкнемся с нехваткой земли», - резюмировал он.
Приведенная научная информация, содержащая описание активных веществ лекарственных препаратов, является обобщающей. Содержащаяся на сайте информация не должна быть использована для принятия самостоятельного решения о возможности применения представленных лекарственных препаратов и не может служить заменой очной консультации врача.