Больничный квест на выбывание

02.10.2019
16:14
С 1 октября стартовала маркировка лекарственных средств из Перечня высокозатратных нозологий (ВЗН). К концу года препараты с кодами идентификации начнут поступать в ЛПУ. Пока же руководители медучреждений при тестировании регистраторов выбытия (РВ) испытывают проблемы с внесением данных в систему: у одних не ловят спутники, а другие хотят больше таких приборов.

Домаркировались до пациента

О том, как внедрялись нововведения в рамках цифрового контура здравоохранения, рассказал на форуме «Биотехмед-2019» гендиректор госпредприятия «Нижегородская областная фармация» Павел Ястребов: «Область начала жить в модели персонализированного здравоохранения в части лекарственного обеспечения и медизделий. Благодаря маркировке мы видим весь путь препаратов до пациентов». Правда, по его словам, маркировка фактически заканчивается на уровне отделения ЛПУ, а далее управленческим учетом через медицинскую информационную систему (МИС) детализируется картина до пациента. «В Борской ЦРБ мы внедрили 16 точек выбытия. При этом произвели "маркировку" историй болезни, чтобы затем связать в системе с данными о лекарствах», – уточнил он.

Модератор дискуссии, советник по индустрии здравоохранения Сбербанка Юрий Крестинский отметил, что опыт Нижегородской области уникален:  «Только в 6–7 регионах РФ существует достаточная технологическая готовность. Мы понимаем, что сегодня около 10% аптек готовы к выбытию лекарств по маркировке, а среди ЛПУ – единицы».

Павел Ястребов добавил, что необходимо создавать центры компетенций в регионе для обучения персонала пользованию регистраторами выбытия. Пока такой центр появился в Москве на базе Сеченовского университета.  

Помимо обучения персонала, представитель «Нижегородской фармации» выделил ряд моментов в процедуре использования регистраторов, которые вызывают вопросы. Согласно приказу Минпромторга № 2973, необходимым условием для эксплуатации оборудования является сигнал спутников ГЛОНАСС. Например, больница берет регистратор, а сигнал в аптечный склад не доходит. Права на перемещение оборудования в другое место нет, как и на его передачу третьим лицам без письменного согласия оператора. Еще один тревожный момент: при невозможности ремонта регистратора на месте эксплуатации оператор берется сделать это только в течение 10 дней. Для больницы это критичный срок.

В Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) оператора системы цифровой маркировки и прослеживания товаров призывают не драматизировать ситуацию: «Сейчас осуществляются работы по формированию резервного фонда регистраторов выбытия в логистических узлах в субъектах РФ, это позволит доставлять устройство на замену в течение нескольких дней. На это время по данному месту деятельности будет предоставляться доступ к отправке данных в личном кабинете Федеральной государственной информационной системы «Мониторинг движения лекарственных препаратов» (схемы 531 и 521) и к соответствующим методам API МДЛП», – пояснил порталу Medvestnik.ru генеральный директор ООО «Оператор-ЦРПТ» Дмитрий Алхазов.

Ловцы спутника

Сигнал ГЛОНАСС часто не доходит до аптечных складов, где проходит регистрация выбытия лекарств. Медики вынуждены бегать по больнице в поиске оптимальной локации, но регистратору не всегда удается «поймать» спутник. «Для производителей регистраторов выбытия стало сюрпризом, что ГЛОНАСС не всегда доступен в медучреждениях, где в целях безопасности произведено экранирование стен. Компании специализировались на производстве контрольно-кассовой техники, а не на медицине, – говорит заместитель директора STADA CIS Иван Глушков. – Когда проходило тестирование в Нижегородской области, сотруднику ЛПУ приходилось высовывать руку с регистратором из окна больницы и ждать сигнала от спутника».

По словам Дмитрия Алхазова, сигнал ГЛОНАСС необходим только раз в сутки для синхронизации времени и контроля соответствия фактическому месту выбытия лекарственного препарата: «Для процедуры выбытия ЛС связь со спутником не нужна. Для получения сигнала достаточно нескольких минут, после чего регистратор может работать без связи еще 24 часа». В ЦРПТ также добавили, что ограничение на перемещение регистратора касается разных ЛПУ. В рамках одного учреждения с несколькими зданиями прямого запрета нет.

Правда, не ясно, как отреагирует система, если спутники покажут пусть и небольшое изменение координат. Участникам  рынка, также непонятно, зачем нужен сигнал спутников для регистрации. По мнению некоторых, достаточно было сделать уникальную нумерацию регистраторов выбытия.

Фармпроизводители обеспокоены «последней милей», крайне важной для поставщиков лекарств, поскольку она определяет конечный сбыт товара. Но серьезных проблем с 1 октября в больницах ожидать не стоит. Новые объемы лекарственных препаратов поступят в ЛПУ не сразу, первое время будут реализовываться немаркированные запасы. Пока на руках медиков тестовые версии регистраторов. По словам руководства ЦРПТ, серийная поставка приборов в медучреждения начнется в середине октября.

Также руководство больниц мощностью более 500 коек должно подумать о дополнительных регистраторах, чтобы не пришлось искать по всем отделениям один-единственный. Если поставщики не будут готовы предоставить ЛПУ необходимое количество РВ, то стоит создать облачную систему, которая расширит возможности покрытия функции подключения. «Один из возможных способ масштабирования – создание софта с подключением сканеров, которые будут условными регистраторами», – считает Иван Глушков. Пока непонятно, кто будет заниматься финансированием разработки и установки софта для больниц, а также оплачивать услуги программистов.

Помимо технических сложностей, все признают неподготовленность персонала к работе с техникой. По оценкам производителей, за ближайшие пару лет необходимо обучить 700 тыс. сотрудников медучреждений пользованию регистраторами выбытия. Павел Ястребов уверен, что обучить столь большое число медперсонала за два года можно только дистанционно. 

Присоединяйтесь!

Самые важные новости сферы здравоохранения теперь и в нашем Telegram-канале @medpharm.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.