Аборты: скупые факты, сухие цифры

06.10.2016
00:00
За последние две недели только ленивый не написал свое или чужое мнение насчет абортов, их разрешения или запрета, влияния на репродуктивное здоровье и других, связанных с этой темой аспектов. Мы решили не оставаться в стороне и, несмотря на обилие тематической информации, кратко рассказать читателям об истории проблемы, ее современном положении, привести статистические и эпидемиологические данные. 

Мировые масштабы проблемы

По данным ВОЗ на июль 2015 г., ежегодно практически во всех развивающихся странах совершается около 22 миллионов небезопасных абортов. В 2008 году 47 000 смертельных случаев были связаны с небезопасными абортами, самая большая доля этих случаев происходит в Африке, на которую приходится почти 2/3 смертей, связанных с абортами. В результате небезопасных абортов и их осложнений ежегодно госпитализируются около 5 миллионов женщин. Более 3 миллионов женщин, у которых возникают осложнения в связи с небезопасным абортом, не получают медицинской помощи. Ежегодные расходы на лечение серьезных осложнений от небезопасных абортов, согласно оценкам, составляют 680 миллионов долларов США.

Даже в развитых странах никто не застрахован от неблагоприятных последствий абортов – на каждые 100 000 абортов погибает около 30 женщин. В развивающихся странах этот показатель составляет 220 на 100 тыс. населения, а в самых неблагоприятных регионах (Африка к югу от Сахары) – 520 на 100 тысяч.

Понятие небезопасного аборта

Искусственный аборт, проводимый надлежащим образом подготовленными специалистами с использованием правильных методик, считается безопасной медицинской манипуляцией. ВОЗ считает опасным аборт, который совершается либо лицом, у которого не имеется соответствующей квалификации, либо в условиях, которые не соответствуют минимальным медицинским требованиям, либо при наличии обоих этих факторов. Кроме того, необходимые для проведения безопасного аборта навыки и медицинские стандарты определяются продолжительностью беременности и постоянно изменяющимся научно-техническим уровнем.

Осложнения абортов, приводящие к летальному исходу или инвалидизации женщин, известны всем специалистам — неполный аборт (неполное извлечение или изгнание плодного яйца); обильное кровотечение; инфекция; перфорация матки; нанесение повреждения половым путям и внутренним органам при введении опасных предметов, таких как зонды, хирургические иглы или осколки стекла во влагалище или анусе.

Современные исследования не подтверждают негативного влияния (легального) искусственного аборта на течение последующих беременностей, на риск рака молочной железы. Чем меньше срок, на котором прерывается беременность, тем меньше вероятность неблагоприятных последствий для здоровья женщины. Согласно российскому законодательству искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям — при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности. Медицинская помощь при аборте (на любом сроке беременности) входит в программу государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, то есть в государственных организациях здравоохранения должна предоставляться бесплатно. Российское законодательство, касающееся прерывания беременности, остается одним из самых либеральных в мире.

По данным 2012 года, подавляющее большинство абортов (96%) в учреждениях МЗ РФ делаются в сроки до 12 недель беременности. С 2012 г. Россия перешла на международные критерии определения живорождения, поэтому аборты с 22 до 27 недель беременности (которых, например, в 2011 г. насчитывалось свыше 16 тыс.) перешли в категорию сверхранних преждевременных родов.

Медикаментозное прерывание беременности

Медикаментозный аборт считается альтернативой хирургическому прерыванию беременности. Работа в рамках программы HRP* (HRP: Работа в области предупреждения небезопасного аборта ведется исключительно в рамках Специальной программы ПРООН/ЮНИСЕФ/ЮНФПА/ВОЗ/Всемирного банка по исследовательской деятельности, разработкам и обучению специалистов в области репродукции человека (HRP)) в течение последних трех десятилетий внесла значительный вклад в разработку и широкое применение рекомендуемой сегодня схемы приема лекарственных средств, которая заключается в применении мифепристона и простогландина. В ходе клинических исследований удалось снизить эффективную у 93% женщин дозу мифепристона с 200  до 100 мг и сократить интервал между применением мифепристона и простогландина до 24 часов. Срок беременности при этом составил не более 63 дней.

Необходимо отметить, что медикаментозный аборт воспринимается женщинами более позитивно, так как, по их мнению, он более естественен, по сравнению с хирургическим, и менее болезненный. Важным фактом явилось то, что медикаментозный аборт не требовал госпитализации, не мешал работе, поэтому более 90% женщин, которым был применен этот метод, остались им довольны. Для сравнения: из женщин, которым был выполнен хирургический аборт, остались довольны методом только 74%. 

История абортов в России

РСФСР стала первым государством в мире, где с 1920 года декретом «Об искусственном прерывании беременности» были узаконены аборты, это был первый в истории права закон, разрешающий аборты. Для сравнения, в Великобритании аборты узаконены в 1967, в США — в 1973, во Франции — в 1975 и в Западной Германии — в 1976 году.

С 1920 по 1936 год наблюдался неуклонный рост прерванных беременностей, в обществе и особенно у руководства страны сложилось негативное к ним отношение, и уже в 1936 году ЦИК принял постановление, запрещающее аборты. Таким образом, с 1936 по 1955 г. в СССР действовал запрет на аборты (за исключением абортов по медицинским показаниям). Количество абортов от этого не уменьшилось, их выполнение перешло в нелегальный сектор здравоохранения, а материнская смертность и инвалидизация женщин стали прогрессивно расти. Цифры говорят, что в это время материнская смертность по стране превышала 300 на 100 тысяч родившихся живыми, в то время как сейчас она менее 10 на 100 тысяч родившихся живыми. Если в 1935 году (до введения запрета) смерти от аборта составляли 26 % от всех случаев материнской смерти, то в 1940 году (после запрета в 1936 году)— уже 51%, а в начале 1950-х годов эта доля превысила 70%.

С 1955 года аборты были легализованы и стали основным методом регулирования демографии, а СССР занимал одно из первых мест в мире по их количеству.

С 1980 года, по данным Федеральной службы государственной статистики, наблюдается неуклонное снижение числа прерванных беременностей, так? с 1988 года по 2012–й их число у возрастной группы женщин с 15 до 49 лет снизилось в 4 раза.

В 2012 г. Росстат зарегистрировал 1,06 млн прерванных беременностей или 29,3 на 1000 женщин репродуктивного возраста, тогда как в 1990-м, например, в стране было сделано более 4 млн абортов (114 в расчете на 1000 женщин). В 2012 году около 88% абортов было сделано в системе МЗ РФ, еще 10% — в негосударственном секторе здравоохранения.

Самый высокий уровень абортов, выполненных в коммерческих учреждениях, был зафиксирован в Республике Бурятия (27%), Ульяновской области (25%), Москве (24%), Тамбовской (24%), Нижегородской (22%) и Омской (22%) областях. Самый низкий — в Северо-Кавказском (3%) и Южном федеральном округах (5%).

По данным этого же источника, в 2014 году в РФ всего было зафиксировано 929 963 абортов. Из них у детей до 14 (!) лет - 354, 15-17 лет – 9902, 18-19 лет – 28715 прерываний беременности. Наибольшее количество абортов наблюдается у женщин в возрастной категории 25-29 лет.

В 2007 году произошло важное событие – впервые за многие десятилетия число рождений превысило число прерываний беременности. В последующие годы этот разрыв увеличивается в положительную сторону.

Несмотря на благоприятную динамику, Россия по-прежнему остается в числе мировых лидеров по уровню прерванных беременностей; современный российский показатель в 2-4 раза выше, чем, например, в Германии, Бельгии, Швейцарии, Нидерландах (по данным на 2011 год).

Подмена понятий

Сегодня активизировалось общественное обсуждение запрета абортов. Обсуждение инициировано группой участников Общероссийского общественного движения «За жизнь» и движения «Православные добровольцы». Они же выступили за отказ от вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпоральное оплодотворение и др.). 27 сентября 2016 года на сайте РПЦ появилось сообщение о том, что Патриарх Кирилл подписал это обращение. В тот же день РИА «Новости» сообщили, что Верховный муфтий России, глава Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин также готов подписать такое обращение. Инициативу одобрила Уполномоченный по правам ребенка при президенте Анна Кузнецова, отметив, что практические меры по запрету абортов должны носить системный характер.

Единства среди активистов нет. Некоторые требуют полностью запретить аборты с целью повышения рождаемости. Другие считают нужным вывести выполнение абортов (кроме выполняемых по медицинским показаниям) из системы ОМС, чтобы они выполнялись только в частных клиниках и на платной основе. Третьи выступают за запрет абортов и вспомогательных репродуктивных технологий, что вообще абсурд.

В рамках этого обсуждения необходимо четко понимать, что запрет на аборты никоим образом не будет стимулировать рождаемость. Если проанализировать данные Минздрава и Росстата, становится ясным, что за многие годы синхронности в динамике абортов и родов не наблюдается. Так, например, в 1990-е гг . снизилось количество и абортов, и родов. Поэтому нет оснований полагать, что число родов растет за счет сокращения числа прерываний беременностей. Более того, опыт запрета в нашей стране есть, последствия такого шага хорошо понимают специалисты и чиновники, в связи с чем остается надежда на разумный подход в решении этой проблемы.

Официальное мнение

28 сентября 2016 года на сайте Минздрава РФ была опубликована позиция ведомства по вопросу исключения абортов из системы ОМС. Министр здравоохранения В.И. Сковорцова отметила, что министерство, как РПЦ и многие общественные организации, выступает против абортов. Решение об исключении абортов из ОМС должно носить взвешенный характер, чтобы принятые меры не привели к увеличению числа криминальных абортов и связанных с ними репродуктивных осложнений и материнской смертности. Для того, чтобы снизить их число, по заявлению В.И. Скворцовой, министерством проводятся комплексные меры, доказавшие свою эффективность: с 2011 года количество медицинских абортов по желанию женщины снизилось с 735 тысяч до 447 тысяч, то есть примерно на 40%.

Наиболее известными мерами являются подписание женщиной информированного согласия на процедуру прерывания беременности, в котором женщина обязательно должна указать, проводились ли с ней доабортное консультирование и беседа с психологом или соцработником, а перед тем, как дать направление в стационар, врач должен предоставить женщине время для обдумывания своего окончательного решения от 2 до 7 дней. До проведения аборта рекомендуется ультразвуковое исследование с целью визуализации эмбриона и сердцебиения. Этот своеобразный психологический прием, по замыслу, должен остановить будущую мать от фатального решения. Важным, на наш взгляд, является информирование девушек, женщин и их партнеров о важности применения противозачаточных средств. Почти каждый случай смерти и инвалидности от аборта можно предотвратить при помощи полового воспитания, применения эффективных противозачаточных средств, обеспечения безопасного, совершаемого в рамках законности искусственного прерывания беременности и своевременной помощи при осложнениях.

Надеемся, что информация в данной статье заставит задуматься многих врачей, даже тех, которые по роду своей деятельности не связаны с акушерством и гинекологией. Каждый из нас может помочь этой категории пациенток повлиять на ситуацию с целью принятия адекватного решения.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.